Метод кейсов (метод ситуационного анализа) – технология обучения, предполагающая анализ реальных экономических, политических, правовых, социальных ситуаций, представление обучающимися возможных решений и выбор лучшего из них. Данная технология особенно важна на современном этапе развития образования, т.к. ФГОС второго поколения основан на деятельностном подходе, т.е. речь идет не только об усвоении определенной суммы знаний, но и о «формировании российской гражданской идентичности обучающихся…, духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации обучающихся…, создании реальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности…». [1]
Метод кейсов особенно актуален при изучении истории и обществоведческих дисциплин, т.к. именно он помогает учителю эффективно достигать такие цели, поставленные в Государственном образовательном стандарте общего образования, как:
- «овладение умениями получать критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую информацию), анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений…;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами». [2]
По мнению д.п.н., члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук РФ Баранова П.А., одним из основных принципов изучения обществоведческих дисциплин является проблемное обучение, т.е. «формирование у учащихся умений видеть проблему, ставить и решать познавательные задачи, выходить из нестандартных жизненных ситуаций, моделировать, прогнозировать». [3] Так, ученый считает, что именно применение анализа познавательных проблем способствует актуализации знаний при изучении истории и обществоведческих дисциплин, что, в свою очередь, представляет собой важнейший принцип педагогической мотивации и является основой метапредметности – «направленности обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования». [4] Такие занятия порождают высокую интеллектуальную активность и побуждают ученика осмысливать текст задания глубоко и критически.
В то же время метод ситуационного анализа предполагает диалогичность обучения, работу в небольших группах, субъектно-субъектные отношения участников обсуждения, умение грамотно сформулировать и отстоять свою позицию. В свете дискуссий о введении собеседования по гуманитарным предметам в составе ЕГЭ данный метод обучения приобретает особую актуальность.
Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов). В основе метода анализа конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, или конкретный пример: констатация ряда событий в учреждении, описание конкретной профессиональной деятельности, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях.
Рассматриваемые нами на занятиях ситуации по различным разделам истории и обществознания всегда:
1) приближены к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволяют установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом;
2) предоставляют возможность интерпретации с точки зрения участников;
3) содержат проблемы и конфликты, которые нужно разрешить;
4) решаемы в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей обучающихся;
В рамках учебного процесса в нашей школе структура процесса обучения с применением кейс-технологий включает в себя несколько этапов:
1) знакомство (понимание проблемной ситуации);
2) поиск информации (совершенствование умения добывать информацию);
3) обсуждение (развитие альтернативного мышления);
4) составление резолюции (сопоставление и оценка вариантов решений);
5) стадия диспута (аргументированная защита решений);
6) сопоставление итогов.
При этом учитель всегда помнит, что для успешного применения метода ситуационного анализа учащимся необходимо иметь базовые теоретические знаний; базовые знания по методам и процедурам анализа и исследования социальных процессов и явлений; навыки участия в дискуссии и работы в малых группах, что требует предварительной подготовки.
Мы выделяем несколько фаз в рамках данного метода:
1. Подготовительная стадия, на которой преподаватель подбирает кейс, основные и вспомогательные материалы для учеников, разрабатывает сценарий занятия, а ученики готовятся к занятию, предварительно получив материалы.
2. Стадия проведения занятия, во время которого учитель делит группу на подгруппы и руководит обсуждением в подгруппах. Ученики задают вопросы, углубляющие понимание кейса, и разрабатывают варианты решения.
3. Заключительная стадия - рефлексия, во время которой учитель оценивает работу учащихся, принятые решения и поставленные вопросы, а ученики составляют письменные отчеты по занятию.
Нами создана база тематических заданий, выполнение которых требует применение метода ситуационного анализа. Данные задачи по всем разделам активно используются нами в учебном процессе в старшей школе как при подготовке к ЕГЭ, так и при подготовке к олимпиадам. Далее мы приводим некоторые задания кейсов, которые структурированы по следующим разделам:
РАЗДЕЛ «СОЦИОЛОГИЯ»[5]
Современная Россия является светским государством, в котором система образования отделена от какой-либо церковной организации, и в котором наука финансируется как орудие приобретения новых знаний о природе, человеке и обществе. При этом, анализируя содержание газет, журналов, теле- и радиопередач, произведений художественной литературы и кинематографа, мы увидим, что не только научные знания рассматриваются людьми как ценные. Астрологические прогнозы, статьи о встречах с инопланетянами или со снежным человеком, телепередачи об экстрасенсах, рекламные объявления гадателей, целителей и колдунов можно встретить очень часто. В поведении людей мы можем заметить веру в приметы. Кроме того, согласно данным Левада-Центра (Пресс-выпуск от 17.12.2012) 83% россиян относят себя к верующим, в то время как лишь 11% россиян регулярно участвуют в церковных службах. 71% россиян не интересуется политикой (Пресс-выпуск от 16.12.2013)
А)Приведите любые три характеристики мировоззрения среднестатистического россиянина.
Б). Приведённые данные позволяют сделать вывод, что россияне в своём большинстве не верят в то, что социальная действительность может быть измена к лучшему рационально обоснованными действиями (в сфере политики), как и в то, что она может зависеть от высших сил. Этот социальный пессимизм объясняют как реакцию людей на события последних 25 лет российской истории. Назовите не менее трёх общественных процессов или явлений этого периода, которые, на Ваш взгляд, вызывали и вызывают наиболее негативные оценки людей?
РАЗДЕЛ «ЭКОНОМИКА»
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов Банк России, анализируя состояние платежного баланса страны, отмечает, что дефицит финансового счета в январе-сентябре 2013 года сократился до 25,3 млрд. долл. за счет опережающего прироста иностранных обязательств по сравнению с активами. Чистое принятие внешних обязательств российской экономикой возросло до 120,8 млрд. долл., при этом чистое приобретение финансовых активов увеличилось до 146,1 млрд. долл.
А)Исходя из выше приведенных данных дайте определение дефицита финансового счета платежного баланса страны.
Б)Чем объяснить опережающий прирост иностранных обязательств по сравнению с иностранными активами?
РАЗДЕЛ «ПРАВО»
Задание 1. В целях осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли сельхозпродукцией Волков собрал комплект документов и обратился в уполномоченный орган для регистрации юридического лица. После изучения представленных заявителем учредительных документов и уточнения предполагаемой сферы деятельности будущей организации, Волкову было отказано в регистрации создаваемого им юридического лица. При этом причиной отказа стал вывод регистрирующего органа о нецелесообразности существования посредников между производителями сельхозпродукции и ее потребителями.
1) Дайте определение «юридического лица».
2) Приведите известные Вам классификации юридических лиц.
3) Для чего необходим Единый государственный реестр юридических лиц?
4) Правомерно ли регистрирующий орган отказал Волкову?
Задание 2. Гражданин Р. всю жизнь проработал в финансовой сфере. Окончив финансово-экономический институт, он долгие годы трудился государственным налоговым инспектором, а потом главным бухгалтером частного предприятия. К 48 годам Р. накопил большой опыт работы с бухгалтерскими документами. Потеряв работу, он стал подыскивать себе место трудоустройства, однако, в какую бы фирму ни обращался бухгалтер, ему отвечали, что принимают на работу только молодых женщин в возрасте до 30 лет. В поисках работы Р. поехал в областной центр. Однако и здесь Р. ждало разочарование, сотрудница отдела кадров организации-работодателя заявила, что им требуется только женщина и к тому же у Р. отсутствует регистрация по месту пребывания. В отделе кадров Р. получил письменный отказ, где были прямо указаны озвученные в отделе кадров причины.
Р. обратился в суд с иском о признании действий руководства организации-работодателя незаконными.
1) Какие документы должны быть предъявлены при заключении трудового договора?
2) В каких случаях отказ в заключении трудового договора признается необоснованным?
3) Какое решение должен принять суд?
4) Какая ответственность предусмотрена законодательством за дискриминацию?
Задание 3. 17-летний Воробьев совершил тайное хищение чужого имущества, за что был привлечен к уголовной ответственности. Суд признал его виновным в совершении преступления и назначил наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Поскольку самостоятельный заработок у Воробьева отсутствует, суд постановил взыскать штраф с его родителей, получив их согласие. Прокурор обжаловал решение суда в части назначения наказания, ссылаясь на то, что судом был нарушен принцип личной ответственности за совершенное преступление. По мнению прокурора, если у осужденного отсутствует самостоятельный заработок, суд должен назначить другой вид наказания, а решение о взыскании штрафа с родителей Воробьева не основано на законе.
1) Назовите и охарактеризуйте принципы уголовного права.
2) С какого возраста и за какие преступления несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности?
3) Какие виды уголовных наказаний могут быть назначены несовершеннолетним?
4) Какое решение должен принять вышестоящий суд по жалобе прокурора?
РАЗДЕЛ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Задание 1. Известный политолог И. Валлерстайн в статье «Беспорядки во Франции: восстание низших слоев общества» писал следующее: «Меня всегда поражало, что люди недоумевают, почему низшие слои общества вдруг восстают. Недоумевать нужно по другому поводу: почему беспорядки не случаются чаще. Бедность в сочетании с угнетенностью и расизмом, когда при этом нет надежды на улучшение дел в ближайшем или хотя бы обозримом будущем, неизбежно приводит к бунту. Бунт можно подавить страхом наказания, поэтому наказание обычно следует быстро. Но это не значит, что опасность бунта исчезает совсем». А какой тип политического конфликта описан в этом фрагменте?
Задание 2. На YouTube можно найти видеозапись телепрограммы известного российского политконсультанта Анатолия Вассермана, в которой он рассказывает, что до середины 1990-х годов по своим политическим убеждениям был явным либералом и считал, что образец государства — это западные демократические страны. Однако в какой-то момент, по его словам, эти убеждения очень быстро разрушились. А как в политической науке называется этот феномен? Дайте точное научное определение этому явлению. А как бы Вы назвали ситуацию, если бы на смену одним политическим убеждениям и системе ценностей пришла другая?
Задание 3. Отношение к государству в различных идеологиях и политических концепциях различается существенно. Например, сторонники анархизма считают возможным «отменить» государство, сторонники коммунизма убеждены, что государство постепенно отомрет, после того как средства производства перейдут из рук частных собственников в руки людей, которые своим трудом создают продукцию. А что в государстве видят сторонники либерализма? А консерватизма?
Б) Не очень часто (от 5% до 15% взрослого населения государства), но во всех странах встречается такой тип людей, которые очень интересуются политикой, ходят не только на выборы, но участвуют в различных политических кампаниях и акциях, активно участвуют в работе общественных организаций, критически относятся к официальным сообщениям о действиях властей, стремясь найти как можно больше альтернативной информации о политическом событии. Как называется тип их политической культуры?
РАЗДЕЛ «ФИЛОСОФИЯ»
Задание 1. Древнегреческий философ Аристотель писал: «У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают; эта цель, коротко говоря, есть счастье ... Определим счастье, как благосостояние, соединенное с добродетелью, ... или как приятнейший образ жизни, соединенный с безопасностью, или как избыток имущества и рабов в соединении с возможностью охранять их и пользоваться ими ...» ... счастье или высшее благо есть «деятельность души, согласно добродетели, а если добродетелей несколько, – то согласно наилучшей и наиболее полной ... за полную жизнь», «счастье ... – это высшее и самое прекрасное, доставляющее величайшее удовольствие, причём всё это нераздельно ...»
Объясните, почему по мнению Аристотеля перечисленные ниже люди счастливы или несчастливы:
Счастлив |
Несчастлив |
1.Воин, павший в войне за свой город, поскольку _____________________________________ |
2.Воин, сбежавший с поля боя и сдавшийся в плен, поскольку___________ |
3.Политик, который был несправедливо осуждён, провёл годы в тюрьме, но не изменил своих взглядов, поскольку_______ |
4.Преуспевающий чиновник-взяточник, поскольку___________________________ . |
5.Бизнесмен, направляющий часть своих доходов на благотворительность, культурные и экологические программы, поскольку____________________________ |
6.Криминальный бизнесмен-богач, поскольку____________________________ |
Таким образом, решая познавательные проблемы через анализ кейс-ситуаций, применяя свои знания и жизненный опыт, ученик убеждается в важности изучения истории и обществознания. Положительная динамика количественных и качественных показателей результатов сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию за последние несколько лет, лидирующее место ЧОУ СОШ «Личность» в городе Новороссийске и Краснодарском крае по показателям среднего балла ЕГЭ, а также динамика процента уч-ся, поступивших на бюджетные отделения престижных вузов по результатам олимпиад (от 57% до 78%) свидетельствуют об эффективности используемого метода в урочной деятельности.
Список использованных источников
1. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/
2. Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
3. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
4. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
5. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
6. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям /Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004.
7. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
8. Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
9. ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
11. Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.
[1] ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
[2] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
[3] Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
[4] Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
Социальный, практико-ориентированный, исследовательский проект «Патриоты России - историки 21 века», посвященного победе советского народа в ВОВ, в рамках реализации ФГОС ООО и Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Информация о проекте
Название – патриоты России - историки 21 века
Тип проекта – социальный, практико-ориентированный, исследовательский,
Цель проекта – развитие УУД через продуктивную организацию деятельности всех участников образовательного процесса.
Задачи проекта:
- формирование нравственной позиции личности;
- формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся, повышение культуры детей, развитие исследовательской компетентности учащихся;
- включение детей в активную социальную деятельность;
- осуществление посильных социально-значимых дел через участие в социально-значимых творческих конкурсах;
- воспитание сознания необходимости исследования культурно-исторического богатства края;
- укрепление сотрудничества семьи и школы.
Предметные области: история и литература.
Продолжительность проекта: проект долгосрочный, рассчитанный на учебный год.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
1) Коллективная и групповая работа над повестями Б.Л.Васильева, посвященными Великой Отечественной войне.
2) Неделя открытий в городах боевой славы.
3) Дискуссионный киноклуб.
4) Музей проживания по книге Э.Веркина «Облачный полк», посвященный победе советского народа в ВОВ.
5) Проект «Летопись ВОВ в семейном альбоме».
6) Участие в конкурсе научно-исследовательских работ с проектом по теме «Сравнительно – сопоставительный анализ воспоминаний советских и немецких очевидцев и участников военных действий в Северо-Кавказской стратегической наступательной операции по освобождению Новороссийска в 1943 году».
7) Встречи с ветеранами ВОВ – непосредственными участниками боевых действий.
8) Проект «Кубань в огне».
9) Классные часы: «Кубань во время войны», «Пионеры – герои Кубани», «Новороссийск – герой».
Методы и приемы: методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация), информационный (поиск материала), проектирования, оценивание процесса выполнения, практический метод (составление графиков, плакатов, рисунков), выявление закономерностей, подведение итогов проекта.
Основа проекта: в соответствии с требования ФГОС ООО учащиеся должны овладеть определенными ключевыми компетенциями; в соответсвии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должно иметь место сочетание истории Российского государства и локальной истории
Планируемые результаты обучения:
1) Предметные: углубление знаний по истории России и своего края;
2) Личностные результаты: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству и своей малой Родине, гордости за свою Родину, историческое прошлое многонационального народа России;
3) Метапредметные результаты: споосбность сознательно регулировать свою деятельность, способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах, использование современных источников информации, умение работать в группе.
Проблемные вопросы: Почему важно изучать историю? Почему опасна фальсификация истории? Почему победе советсткого народа в ВОВ так важна для нашей Родины? Какова роль нашей малой родины в победе над фашизмом? Каково место нашего края в истории страны? Чем знаменит наш край в истории? Чем знаменит наш город?
Этапы работы над проектом:
1) Этап подготовки – тематическое анкетирование детей и подростков, социальный опрос, разработка буклетов для родителей, вводная презентация, разработка критериев оценивания, мозговой штурм, составление вопросов исследования, деление на группы, выбор темы исследования с учетом интересов детей.
2) Этап работы в группах: обсуждение и составление плана работы, ознакомление с критериями, начало составления портфолио.
3) Этап исследования: поиск информации с использованием различных источников, обсуждение полученной информации, формулировнаие выводов.
4) Этап творчества: проведение интерактивной викторины, оформление стенгазеты.
5) Этап защиты: организация и проведение защиты мини-проектов.
6) Этап заключительный: подведение итогов, рефлексия, коллективное составление плана дальнейшего внедрения проекта
План оценивания: листы самоконтроля, бланки самооценки навыков сотрудничества в группе, бланк оценки мини-проекта.
Информационная поддержка проекта: презентация, школьная газета, плакат.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: Интернет, компьютер, принтер, интерактивная доска, учебные пособия по истории России и Кубани.
Проблемная ситуация является основополагающей категорией проблемного обучения. Сущность проблемной ситуации определяется как «противоречие между уровнем общественных знаний об объекте и его реальными характеристиками».[1] По мнению В.Н. Сагатовского, «ситуация характеризуется как проблемная по отношению к определенной тенденции (объективной направленности), если объект не обладает в определенном пространственно-временном интервале наличными средствами для разрешения противоречия между данной тенденцией и препятствующими ей условиями».[2] Л.А. Микешина считает, что проблемная ситуация представляет собой «объективное состояние рассогласованности и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности».[3]
В.Т. Кудрявцев выделяет два типа проблемных ситуаций: 1) первичная, которая возникает когда обучаемый, наталкиваясь на противоречие, еще не осознает его, хотя и испытывает при этом недоумение, удивление, познавательный дискомфорт; 2) вторичная, которая возникает, когда проблема осознана и четко сформулирована, т.е. субъект видит, в чем состоит противоречие. [4]
Понятие проблемной ситуации лежит в основе проблемно-диалогического обучения в системе «Школа 2100». Автор данной технологии Е.Л. Мельникова считает, что «любое научное творчество, через звенья которого должен быть пропущен школьник, начинается с проблемной ситуации»[5].
Данная технология особенно важна на современном этапе развития образования, т.к. ФГОС второго поколения основан на деятельностном подходе, т.е. речь идет не только об усвоении определенной суммы знаний, но и о «формировании российской гражданской идентичности обучающихся…, духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации обучающихся…, создании реальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности…». [6]
Технология проблемного обучения особенно актуальна при изучении истории и обществоведческих дисциплин, т.к. именно она помогает учителю эффективно достигать такие цели, поставленные в Государственном образовательном стандарте общего образования, как:
- «овладение умениями получать критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую информацию), анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений…;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами». [7]
По мнению д.п.н., члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук РФ Баранова П.А., одним из основных принципов изучения обществоведческих дисциплин является проблемное обучение, т.е. «формирование у учащихся умений видеть проблему, ставить и решать познавательные задачи, выходить из нестандартных жизненных ситуаций, моделировать, прогнозировать». [8] Так, ученый считает, что именно применение данной технологии способствует актуализации знаний при изучении истории и обществоведческих дисциплин, что, в свою очередь, представляет собой важнейший принцип педагогической мотивации и является основой метапредметности – «направленности обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования». [9] Такие занятия порождают высокую интеллектуальную активность и побуждают ученика осмысливать текст задания глубоко и критически.
В то же время данный метод предполагает диалогичность обучения, работу в небольших группах, субъектно-субъектные отношения участников обсуждения, умение грамотно сформулировать и отстоять свою позицию. В свете дискуссий о введении собеседования по гуманитарным предметам в составе ЕГЭ данный метод обучения приобретает особую актуальность.
Ниже приводятся несколько приемов создания проблемных ситуаций,
которые активно используются автором для актуализации знаний учащихся в старшей школе на уроках истории и обществознания при подготовке к ЕГЭ:
Прием 1. Одновременное предъявление учащимся противоречивых исторических фактов, теорий или точек зрения:
- теории возникновения государства у восточных славян: славянская (антинорманнская) - отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и признание их на княжение (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков); центристская – древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и большинство современных историков); норманнская – древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г.З.Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер – XVIII в., Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев – XIX в.). [10]
- монголо-татарское иго на Руси (суждения и оценки: основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.):
1) традиционная оценка (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков): иго для Руси являлось большим бедствием, образовалась система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая провалялась в политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях; даннической зависимости Руси от Орды, т.е. выплата Русью дани Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками); военной зависимости, т.е. поставка русских воинов в монгольские войска.
2) ига на Руси не было (Л.Н. Гумилев): существовали союзнические отношения Руси и Орды, Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.
3) специфический период в истории русского государства (А.Фоменко, В.Носовский), когда страна была разделена на две части: мирное гражданское население, управляемое князьями, и постоянное регулярное войско – Орда под управлением военачальников – ханов.[11]
- немецкие деньги большевиков - противоречия:
1) деятельность Парвуса – социал-демократа и агента германских служб с целью подготовки русской революции посредством финансирования русских социалистов – отсутствуют достоверные документы о передаче немецких денег Парвусом русским революционерам;
2) материалы русской контрразведки о переводе денег большевикам из Швеции через фирму Ганецкого и при посредничестве Е.М. Суменсон в Петрограде – анализ всех 66 коммерческих телеграмм не дает никаких свидетельств перевода денег из Стокгольма в Россию. Деньги шли только в обратном направлении.
3) «Документы Э.Сиссона» - пакет документов, приобретенных американскими дипломатами, якобы подтверждающих связь большевиков с немцами – искусная подделка, изготовленная польским журналистом Ф.Оссендовским. Разоблачены американским историком Д.Кеннаном и российским историком В.И. Старцевым.[12]
Прием 2. Столкновение разных мнений учеников вопросом.
- Россия накануне событий 1905-1917 гг. двигалась по прогрессивному пути социально-экономического развития; революционеры-демократы и либералы своей борьбой с властью лишь раскачивали российскую государственность и вовлекали в борьбу с ней народные массы.
- Советский Союз и сталинское руководство были главными виновниками развязывания холодной войны во второй половине 1940-х гг.
- Движение декабристов было обусловлено восприятием ими опыта социально-политического развития стран Европы и Латинской Америки, влиянием на Россию европейской революционной мысли и европейского революционного движения, внутри же страны не было серьезных предпосылок для подобного переворота.[13]
Прием 3. Сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд).
Нами используются дополнительные пособия по истории для сообщения интересных сведений по изучаемым темам:
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М., - 2010.
- Радциг Е.С. Николай II в воспоминаниях современников. - Новая и новейшая история. - № 2. – 1999.
- Мейсси Р.К. – Николай и Александра. – Мы. - №8. – 1991.
- Лукьянов М.Н. Россия 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. – Пермь. – 1993.
- Деникин А.И. Очерки русской смуты.
- Ключевский О.В. Русская история. – М., - 2012. и др.
Интересный материал по обществознанию по каждой теме (притчи, высказывания, статьи) представлен в книге для учителя Е.Н. Сорокиной «Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс».
Прием 4. Обнаружение значимости проблемы для учащихся.
Разрешая проблемные ситуации по различным разделам обществознания, ученики убеждаются в их значимости для своей будущей жизни. Нами создана база тематических заданий – проблемных ситуаций по всем разделам, которые активно используются нами в учебном процессе в старшей школе как при подготовке к ЕГЭ, так и при подготовке к олимпиадам. Далее мы приводим некоторые из них по следующим разделам:
РАЗДЕЛ «ПРАВО»
Гражданка Никонова обратилась в органы записи актов гражданского состояния с заявлением о расторжении брака с Никоновым. Однако в органах ЗАГСа ей было отказано в принятии заявления и разъяснена необходимость расторжения брака в суде, поскольку у супругов имеется двое несовершеннолетних детей. Никонова настаивала на возможности внесудебного порядка расторжения брака, так как Никонов признан судом ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и жить с ним категорически невозможно.
1) Какие основания предусмотрены для признания гражданина ограниченно дееспособным?
2) В каких случаях возможно расторжение брака в органах ЗАГСа?
3) Правильно ли органы ЗАГСа разъяснили порядок расторжения брака?
4) В чем различие между «расторжением брака» и «признанием брака недействительным»?
РАЗДЕЛ «ФИЛОСОФИЯ»
Древнегреческому философу Гераклиту принадлежат следующие изречения:
А. «Этот вот сущий вечно логос люди не понимают и прежде, чем услышат о нём, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этим логосом, они подобны незнающим его, даром, что узнают на опыте точно такие слова и вещи, какие описываю я, когда разделяю их согласно природе и высказываю их так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как этого не помнят спящие».
Б. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».
В. «На входящего в одну и ту же реку всегда притекают новые воды».
1) В изречении А под «логосом» Гераклит имеет в виду правящие всем бытием общие законы. Почему большинству людей они неизвестны, хотя они и живут в мире, и каждодневно сталкиваются с проявлениями этих законов? Почему, услышав о них от мудреца, они всё равно их не понимают? Приведите три объяснения.
2) На каких свойствах сознания и мышления основана наша способность понимать, что река «одна и та же», хотя «воды» в ней всякий раз разные? Укажите три свойства. [14]
Таким образом, решая познавательные проблемы, применяя свои знания и жизненный опыт, ученик убеждается в важности изучения истории и обществознания. Положительная динамика количественных и качественных показателей результатов сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию за последние несколько лет, лидирующее место ЧОУ СОШ «Личность» в городе Новороссийске и Краснодарском крае по показателям среднего балла ЕГЭ, а также динамика процента уч-ся, поступивших на бюджетные отделения престижных вузов по результатам олимпиад (от 57% до 78%) свидетельствуют об эффективности используемого метода в урочной деятельности.
Список использованных источников
1. Агапов В.И. Проблемная ситуация в науке (методологический подход): автореф. дисс. … канд. филос. наук/ В.И.Агапов. – Л., 1975. – 145 с.
2. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/
3. Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
4. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
5. Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., 2012. – 320 с.
6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
7. Мельникова Е.Д. Проблемный урок как технология «открытия» знаний/ Е.Л. Мельникова// Сибирский читель. – 2010. - № 5 (72). – С. 47-52.
8. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
9. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология: Научное знание в динамике культуре: Методология научного исследования: учебн. пос./ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.
10. Пазин Р.В. История. Тематические задания высокого уровня сложности для подготовки е ЕГЭ. – Ростов-на-Дону. 2014.
11. Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
12. Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: Системные исследования/ В.Н. Сагатовский. – М.: Наука. 1980. – 224 с.
13. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
14. ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
15. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
16. Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.
[1] Агапов В.И. Проблемная ситуация в науке (методологический подход): автореф. дисс. … канд. филос. наук/ В.И.Агапов. – Л., 1975. – 145 с.
[2] Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: Системные исследования/ В.Н. Сагатовский. – М.: Наука. 1980. – 224 с.
[3] Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология: Научное знание в динамике культуре: Методология научного исследования: учебн. пос./ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.
[4] Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
[5] Мельникова Е.Д. Проблемный урок как технология «открытия» знаний/ Е.Л. Мельникова// Сибирский читель. – 2010. - № 5 (72). – С. 47-52.
[6] ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
[7] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
[8] Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
[9] Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
[10] Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., 2012.
[11] Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., 2012.
[12] Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., 2012. – 320 с.
[13] Пазин Р.В. История. Тематические задания высокого уровня сложности для подготовки е ЕГЭ. – Ростов-на-Дону. 2014.
[14] Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, «грамотность – базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, расширять доступ к богатствам мировой и национальной культуры, тем самым совершенствуя свой внутренний мир. Грамотность сегодня является надежным инструментом, измерителем интеллектуального потенциала страны… Чтение влияет на конкурентоспособность страны, общее состояние культуры, образования и нравственности в обществе, на состояние экономики и безопасности государства. Именно чтение лежит в основе того, что составляет деятельность человека»[1]. Это приобретает особую значимость на современном этапе развития образования, т.к. ФГОС второго поколения основан на деятельностном подходе, т.е. речь идет не только об усвоении определенной суммы знаний, но и о «формировании российской гражданской идентичности обучающихся…, духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации обучающихся…, создании реальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности…». [2]
Формирование умений грамотно читать и интерпретировать текст, извлекать из него нужную информацию и критически ее оценивать чрезвычайно важно при изучении таких предметов, как история и обществознание, где от ученика требуется запомнить и осмыслить большое количество фактического материала.
Эффективное преподавание истории и обществоведческих дисциплин немыслимо без формирования умений читательской грамотности, т.к. именно они помогают учителю эффективно достигать такие цели, поставленные в Государственном образовательном стандарте общего образования по истории и обществознанию, как:
- «овладение умениями получать критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую информацию), анализировать, систематизировать полученные знания; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений…;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами». [3]
Согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, «курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик». Такой подход предполагает умение работать с большим количеством текстов, грамотно их анализировать.
По мнению д.п.н., члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук РФ Баранова П.А., одним из основных принципов изучения обществоведческих дисциплин является проблемное обучение, т.е. «формирование у учащихся умений видеть проблему, ставить и решать познавательные задачи, выходить из нестандартных жизненных ситуаций, моделировать, прогнозировать». [4] Именно применение современных методик работы с текстом способствует глубокому анализу познавательных проблем, актуализации знаний при изучении истории и обществоведческих дисциплин, что, в свою очередь, представляет собой важнейший принцип педагогической мотивации и является основой метапредметности – «направленности обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования».[5] Занятия с применением современных стратегий чтения порождают высокую интеллектуальную активность и побуждают ученика осмысливать текст задания глубоко и критически. В то же время они предполагает диалогичность обучения, работу в небольших группах, субъектно-субъектные отношения участников обсуждения, умение грамотно сформулировать и отстоять свою позицию. В свете дискуссий о введении собеседования по гуманитарным предметам в составе ЕГЭ данные методы обучения приобретает особую актуальность.
В своей книге «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС» Н.Н. Сметанникова приводит стратегии чтения, которые могут быть использованы при работе с любым текстом. [6] В этой статье автор поделится своим опытом применения некоторых из них на уроках истории и обществознания в старшей школе при подготовке к ЕГЭ и олимпиадам разных уровней.
Стратегия 1. «Граф-схемы «Кольца Венна»
Стратегия используется нами для сравнения исторических событий и явлений и выявления общих черт и различий. Ученики рисую два больших кольца (различия), которые немного совпадают в центре (общие черты), и заполнят их как таблицу.
Например,
1) сравните настроение общества и формы народной борьбы с врагом в Отечественной войне 1812 года и в годы Великой Отечественно войны;
2) сравните деятельность и состав первых двух Государственных дум с деятельностью и составом III государственной думы;
3) сравните политику Б.Н.Ельцина и В.В.Путина по отношению к государствам ближнего зарубежья [7].
4) сравните внешнюю политику, И.Сталина и Гитлера, Петра 1 и Карла XII
Стратегия 2. «Информационная карточка»
Ученикам дается задание заполнить информационную карточку, используя текст параграфа или исторический источник.
Тема: «Внешняя политика Петра I» [8]
1. С какими событиями времен Петра I связаны понятия: «вечный мир», «Священная лига», «испанское наследство»? |
|
2. Какова взаимосвязь внешнеполитической деятельности и внутренних преобразований Петра I? |
|
3. Назовите направления внешней политики, цели России на каждом направлении и результаты их достижения в первой четверти XVIII века. |
|
4. Проследите судьбу Азова в конце XVII в.– начале XVIII в. В чем стратегическое значение этой крепости? |
|
5. На победном пиру после Полтавской битвы Петр I поднял тост за «учителей в военном искусстве – господ шведов». Как вы понимаете мотивы поступка Петра? |
|
6. Назовите сподвижников Петра в Северной войне. Какой вклад они внесли в победоносный исход военных действий? Какими качествами обладали «птенцы гнезда Петрова»? |
|
7. Каковы условия Ништадтского мира? |
|
8. Составьте хронологию ключевых событий Северной войны. |
|
Стратегия 3. «Пирамида фактов»
Данная стратегия используется для выстраивания исторических фактов, цифр, данных по степени важности. Пирамида горизонтально делится на три части: 1) детали; 2) важные факты; 3) основные знания.
Например, при изучении темы «Церковный раскол. Реформы патриарха Никона» учащиеся могут расположить информацию следующим образом:
Детали: происхождение патриарха Никона.
Важные факты: 1) причины раскола: противоречия в церковной среде, психологическая неготовность части верующих к восприятию религиозных новшеств. 2) содержание реформы: изменение обрядности русской православной церкви, введение троеперстия при крестном знамении, исправление богослужебных книг по греческим образцам и др.
Основные знания: Церковный собор 1666-1667 – начало раскола, Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
Стратегия 4. «Понятие и его определение»
Синоним, определение |
Характеристики понятия
понятие |
примеры |
Пример 1:
Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной власти юридически и фактически находится в руках монарха |
Признаки абсолютизма:
1) Социальная опора – дворянство; 2) тезис о божественном происхождении верховной власти; 3) политика протекционизма; 4) укрепление военной мощи и ведение завоевательных войн.
Проявления абсолютизма в России в XVIIв.:
абсолютизм |
1) Упразднение местничества в 1682 г.; 2) создание органа секретного политического сыска – Приказа тайных дел; 3) повышение влияния царских фаворитов на формирование политического курса; 4) прекращение созыва Земских соборов; 5) выделение из Боярской Думы узкого круга лиц – Ближняя Дума.
Абсолютная монархия в Западной Европе в XVII-XVIII вв. |
Абсолютная монархия в России в XVIII- начале XX вв. |
Пример 2:
Характеристики понятия
Государственная политика, направленная на поддержку неравноправных отношений, которые во внешней политике проявляются в завоевании территорий, образовании колоний, политическом и экономическом контроле над другими странами, а во внутренней политике – в монополистическом капитализме, формировании промышленно-финансовых монополий |
1) концентрация производства и образование монополистических объединений; 2) концентрация банковского капитала и сращивание его с промышленным; 3)
образование финансовой олигархии; 4) вывоз
капитала; 5) борьба на мировой арене за сферы
экономического и политического влияния.
империализм |
Концепция империализма Ленина |
Концепция империализма Джона Гобсона |
Стратегия 5. «Информационный факт в художественном тексте»
В школьной программе по литературе есть немало исторических произведений, которые обсуждаются нами и на уроках истории. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 г.» учащимся предлагается поработать с текстом романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и заполнить таблицу. [9]
Вопрос |
Ответ в тексте романа |
1. Какие приметы предстоящего сражения показывает Л.Н. Толстой? |
|
2. Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея. Что новое открылось каждому из них? Почему это было важно для Пьера? |
|
3. Почему сражение показано глазами Пьера? |
|
4. Почему князь Андрей, Тимохин и вся армия уверены в победе? |
|
5. Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского? |
|
6. Как ведут себя защитники кургана Раевского? |
|
7. Какие качества русского народа проявились в эпизоде на кургане? |
|
8. Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа? |
|
Стратегия 6. «Таблица исследования»
Данная стратегия помогает систематизировать и обобщить знания учащихся по всем темам школьного курса. Учащиеся могут составлять таблицы как самостоятельно, так и парах или небольших группах. Приведем примеры некоторых из них:
Табл.1. Внутренняя и внешняя политика российских правителей
Правитель |
Даты правления |
Основные направления внутренней политики |
Результаты |
Основные направления внешней политики |
Результаты |
|
|
|
|
|
|
Табл.2. Петровские реформы и их значение для российского общества
Сфера жизни общества |
Реформа |
Дата |
Значение реформы |
|
|
|
|
Табл.3. Политические партии в начале XX века
|
большевики |
меньшевики |
кадеты |
эсеры |
монархисты |
октябристы |
Дата создания |
|
|
|
|
|
|
Лидеры |
|
|
|
|
|
|
Социальная база |
|
|
|
|
|
|
Планируемый политический режим |
|
|
|
|
|
|
Крестьянский вопрос |
|
|
|
|
|
|
Рабочий вопрос |
|
|
|
|
|
|
Национальный вопрос |
|
|
|
|
|
|
Методы борьбы |
|
|
|
|
|
|
Отношение к Первой мировой войне |
|
|
|
|
|
|
Табл.4. Россия в Первой мировой войне: военные операции.
Военная операция |
Дата |
Итоги |
|
|
|
Табл. 5. Период феодальной раздробленности.
|
Владимиро-Суздальское княжество |
Новгородская боярская республика |
Галицко-Волынское княжество |
Территория |
|
|
|
Князья |
|
|
|
Политическая структура |
|
|
|
Особенности развития |
|
|
|
Табл.1. Синхронистическая таблица. Внутренняя и внешняя политика российских и европейских правителей XIII века.
Страна |
Правитель |
Даты правления |
Основные направления внутренней политики |
Результаты |
Основные направления внешней политики |
Результаты |
|
|
|
|
|
|
|
Табл.2. Первая мировая война: военные операции.[10]
Восточный фронт Западный фронт
Военная операция |
Дата |
Итоги |
|
|
|
Версальско-Вашингтонская система. Соотношение сил между великими державами.
Тройственный союз |
Антанта |
США |
Япония |
|
|
|
|
Табл.3. Холодная война. Раскол мира на две военно-политические системы
Характеристики |
Капиталистический лагерь |
Социалистический лагерь |
страны |
|
|
Военные организации, военные успехи |
|
|
Экономические организации, мероприятия |
|
|
Табл.4. Синхронистическая таблица. Средние века.
Европа |
Русь |
Византия |
Восток |
|
|
|
|
Табл. 6. Культура Московского царства.
Отрасли культуры |
Особенности |
Творения |
Творцы |
Образование |
|
|
|
Литература |
|
|
|
Архитектура |
|
|
|
Живопись |
|
|
|
Ремесло |
|
|
|
Быт |
|
|
|
Право, философия
|
|
|
|
Таким образом, решая познавательные проблемы через современные стратегии чтения, применяя свои знания и жизненный опыт, ученик убеждается в важности изучения истории и обществознания. Положительная динамика количественных и качественных показателей результатов сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию за последние несколько лет, лидирующее место ЧОУ СОШ «Личность» в городе Новороссийске и Краснодарском крае по показателям среднего балла ЕГЭ, а также динамика процента уч-ся, поступивших на бюджетные отделения престижных вузов по результатам олимпиад (от 57% до 78%) свидетельствуют об эффективности используемых стратегий в урочной деятельности.
Список использованных источников
1. Агапов В.И. Проблемная ситуация в науке (методологический подход): автореф. дисс. … канд. филос. наук/ В.И.Агапов. – Л., 1975. – 145 с.
2. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/
3. Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
4. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. – М., - 2010.
6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
7. Левандовский А.А. История России. 10 класс. – М., - 2010.
8. Мельникова Е.Д. Проблемный урок как технология «открытия» знаний/ Е.Л. Мельникова// Сибирский читель. – 2010. - № 5 (72). – С. 47-52.
9. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология: Научное знание в динамике культуре: Методология научного исследования: учебн. пос./ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинт, 2005. – 464 с.
10. Пазин Р.В. История. Тематические задания высокого уровня сложности для подготовки е ЕГЭ. – Ростов-на-Дону. 2014.
11. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям /Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004.
12. Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: Системные исследования/ В.Н. Сагатовский. – М.: Наука. 1980. – 224 с.
13. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
14. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.
15. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности/ Н.Н.Сметанникова. – М.:ШБ, 2005.
16. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения./ Н.Н.Сметанникова. – М.:ЗАО «РИЦ МДК», 2007.
17. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
18. Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
19. Тимофеев А.С. История в таблицах и схемах. – СПб. – 2009. – 112 с.
20. ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
21. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
22. Фортунатов В.В., Снигирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях. – М., - 2009. – 224 с.
23. Spbu.ru – официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета.
24. Шемаханова И.А. ЕГЭ. История. Тематические тестовые задания. 11 класс. – Ярославль. – 2010.
[1] Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.
[2] ФГОС среднего (полного) общего образования. Раздел 1 «Общие положения». П.1.4.
[3] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М.,2007. 44с.
[4] Баранов П.А. Образовательный потенциал школьного курса «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №6. с.42.
[5] Степанов С.В. Проектирование метапредметного учебного занятии в школе//Справочник заместителя директора школы. 2012. №6. С.42.
[6] Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М., - 2011.; Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности/ Н.Н.Сметанникова. – М.:ШБ, 2005.; Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения./ Н.Н.Сметанникова. – М.:ЗАО «РИЦ МДК», 2007.
[7] Шемаханова И.А. ЕГЭ. История. Тематические тестовые задания. 11 класс. – Ярославль. – 2010.
[8] Левандовский А.А. История России. 10 класс. – М., - 2010.
[9] Анимисова А.Б., Рвачева Н.Е. Бородинское сражение в истории и романе Л.Н. Толстого «Война и мир»// Современный урок – Единый Государственный Экзамен. № 3. 2012. С. 148-156.
[10] Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб, 2009.
« Киевская Русь»
Цель урока – обобщение материала о государстве Киевская Русь, актуализация знаний учащихся о социально-экономическом, политическом, культурном развитии государства, об основных правителях государства и направлениях их внутренней и внешней политики, анализ исторических источников.
Задачи урока:
1. Повторить и систематизировать материал по теме.
2. Актуализировать знания учащихся о социально-экономическом, политическом, культурном развитии государства.
3. Сравнить основные направления деятельности правителей государства.
4. Научиться анализировать исторические источники.
Планируемые результаты
личностные:
|
· продолжить приобщение к общечеловеческим нравственным и культурным ценностям;
·
предметные: |
· знать об основных правителях государства;
· понимать особенности социально-экономического, политического и культурного развития государства;
· давать самостоятельную оценку историческим ситуациям, аргументируя её.
·
метапредметные: |
· продолжить развитие своих языковых и творческих способностей;
· развивать навыки поисковой деятельности по тексту.
Межпредметные связи: МХК, литература.
Оборудование: УМК «История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс», авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2012.; мультимедийный проектор, колонки, доступ к Интернет-ресурсам.
Образовательная программа – УМК «История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс», авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Ход урока.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Методические приёмы |
1. Приветствие. Организационный момент.
|
Приветствие учеников, создание позитивной рабочей обстановки в классе. Распределение учеников по группам. |
Рассаживаются за парты, открывают тетради. |
Психологический настрой |
2. Погружение в тему урока. |
Перед вами – скриншот, относящийся к одному из периодов истории России. Пожалуйста, догадайтесь, о каком периоде идёт речь.
|
Делают предположения |
«Отсроченная отгадка»
|
3. Постановка целей и задач. |
Вы уже знаете, о чем пойдет речь. Как бы вы сформулировали тему урока?
|
Самостоятельно формулируют учебные задачи: 1. Повторить и систематизировать материал по теме. 2. Актуализировать знания учащихся о социально-экономическом, политическом, культурном развитии государства. 3. Сравнить основные направления деятельности правителей государства. 4. Научиться анализировать исторические источники.
|
|
4. Актуализация знаний. |
Объединение учащихся в группы.
Обсуждение заполненных карточек. |
Просмотр интернет-урока о Киевской Руси и параллельно – заполнение информационных карточек
|
«Информационная карточка» |
5. Формирование новых знаний. |
Продолжение работы в группах. Работа с историческим источниками по технологии «Зигзаг».
Сопоставление кластеров .
|
Групповая работа: 1 группа – социально-экономическое развитие Киевской Руси; 2 группа – культура, быт и нравы Киевской Руси; 3 группа – политическое развитие Киевской Руси.
|
Технология «Зигзаг». Прием многократного повторения теоретических сведений. |
6. Проблематизация.
|
Чем государство Киевская Русь отличалось от королевств Западной Европы?
|
Записывают проблемный вопрос в тетрадь, размышляют над возможным ответом.
Обсуждение ответов.
|
Постановка проблемного вопроса.
|
7. Применение новых знаний |
Давайте заполним таблицу, в которой сопоставим государство Киевская Русь и королевства Западной Европы. |
Заполнение концептуальной таблицы
|
Прием «Концептуальная таблица» - «Линии сравнения». |
8. Рефлексия. |
Чтобы закрепить полученные знания, ответьте на вопросы.
Предлагаю вам критерии для оценки своей работы на уроке
|
Ответы на вопросы.
Критериальное оценивание своей работы на уроке. |
Фронтальный опрос, критериальное оценивание. |
9. Домашнее задание. |
Дифференцированное домашнее задание. 1. С помощью дополнительной литературы и Интернет-ресурсов напишите рассказ о повседневной жизни представителей различных сословий во времена Ярослава Мудрого. 2. Найдите сведения о печенегах в произведении А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Можно ли считать эту информацию исторически достоверной?
|
Самостоятельный выбор домашнего задания. |
|
Цель урока – актуализация знаний о традициях и обычаях русского и английского народов, развитие исследовательских способностей учащихся
Задачи урока:
- Сравнить традиции празднования Рождества в России и в Великобритании
- Обогатить и активизировать лексический запас по теме
Формирование УУД
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать цели и задач урока, а также пути их достижения.
2. Уметь оценивать свою работу по предложенным критериям.
Познавательные УУД
1. Пользоваться стратегиями текстовой деятельности.
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, схема).
3. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно и выборочно.
4. Осуществлять анализ и синтез.
5. Устанавливать причинно-следственные связи.
6. Построение логического рассуждения
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа.
4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
5. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование уважительного отношения к языку как к части культуры нации.
2. Формирование чувства патриотизма, любви к родному языку.
Межпредметные связи: русский язык, языкознание.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, колонки.
Образовательная программа – УМК «English 6» авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина и др. - Просвещение, 2012
Ход урока.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Методические приёмы |
1. .Организационно-мотивационный
|
Приветствие учеников, создание позитивной рабочей обстановки в классе. Учащиеся распределены по двум группам |
Рассаживаются за парты |
Психологический настрой |
2. Погружение в тему урока. |
Видео на английском языке о праздновании Рождества в Великобритании Что вы сейчас увидели? Вы знаете, какой праздник скоро наступит?
|
Смотрят видеофрагмент
Ответы на вопросы
|
Вызов – воздействие на эмоции учащихся |
3. Постановка учебных задач. |
Что нам предстоит изучить на сегодняшнем уроке?
|
Самостоятельно формулируют учебные задачи:
|
|
4. Открытие нового знания |
Учащимся предлагается составить кластер с ключевым словом «Рождество» (используя электронные словари) |
Обсуждение вопросов в группах Составление кластера |
Работа в группах Стратегия текстовой деятельности «Кластер»
Организация самостоятельной поисковой эвристической деятельности с помощью ИКТ
|
5. Развитие навыков поискового чтения, отбора информации, анализа материала. |
Учащимся предоставляется текст «Рождество в России» и текст “Christmas in Great Britain”. Необходимо сравнить тексты по нескольким критериям. |
Работа с текстами. Представление результата групповой работы.
|
Таблица «Линии сравнения». |
6. Включение нового знания в систему. |
Учащимся предлагается составить ассоциативный ряд (алфавит за круглым столом) |
Представление результата групповой работы. |
Стратегия текстовой деятельности «Алфавит за круглым столом» |
7. Рефлексия. |
Предлагаю вам критерии для оценки своей работы на уроке.
|
Обобщение полученных знаний, подведение итога работы своей группы. |
Критериальное оценивание.
|
8. Домашнее задание. |
Дифференцированный выбор домашнего задания. 1. Составление синквейна по теме «Рождество в Великобритании». 2. Составление синквейна по теме «Рождество в России». Название (обычно существительное) Повторение сути(существительное). |
Самостоятельный выбор домашнего задания |
Синквейн |