Доброхотова  Людмила

ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

 Аннотация

Статья посвящена проблеме работы с большими по объему текстами на уроках информатики. Показано, каким образом, применение на уроках информатики стратегий текстовой деятельности (как на этапе подготовки к работе с текстами в облачных сервисах, так и непосредственно при работе с ними на базе сервисов Google) способствует положительным качественным изменениям в освоении учащимися объемных и сложных тем по информатике.

ANNOTATION
The article is devoted to the problem of working with large texts during the lessons computer science. It is shown in what way, the use of text activity strategies during informatics lessons (both at the stage of preparation for working with texts in cloud services and directly when working with them on the basis of Google services) contributes to positive qualitative changes in the students' learning of voluminous and complex topics connected with informatics .

В преподавании информатики существующая проблема работы с большими по объему текстами побуждает искать пути её решения. Эффективным решением данной проблемы является системное применение стратегий чтения, описанных Н.Н.Сметанниковой, в зависимости от фрейма текста и использование Google сервиса.

В курсе информатики есть темы, освоение которых эффективно при включении учащихся в самостоятельную деятельность. Например, целый блок в 10 классе «Программное обеспечение ЭВМ». Автором разработан по этой теме учебный контент для использования в модели «Перевернутый класс», в основе которого - созданные автором видео для самостоятельного знакомства с новой темой и работа с текстом с использованием стратегий, описанных Сметанниковой Н.Н.

Для создания интерактивных тренировочно-контролирующих упражнений разных видов («поиск соответствий», кроссворды, «заполнить пропуски», «перепутанные предложения», выбор альтернатив или коротких ответов) активно используются на уроках информатики сервисы Google Docs, которые тоже предполагают предварительную работу с текстом по методике, описанной Сметанниковой Н.Н.

На уроках информатики при создании презентаций на основе предложенного текста в сервисах Google используется шаблон презентации. Важным на начальном этапе работы является определение четких критериев по содержанию, размерам шрифта, количеству слайдов и количеству информации на одном слайде. Это позволяет уже на этапе предтекстовой деятельности, определив фрейм текста, выбрать соответствующие стратегии работы с текстом. Соблюдение всех этих этапов работы позволяет отразить в презентации главную информацию в сжатом виде.

При работе с текстовыми документами в сервисах Google эффективно использовать стратегию «Чтение с пометками»: можно предложить вместо пометок на полях выделять части текста различными цветами.

К учебному тексту (текстовом документе Google) можно разработать самые разнообразные задания: различные вопросы по тексту, вычленение фактов, нахождение ошибок, поиск требуемой информации в тексте или определение её отсутствия, задания на определение необходимости подтверждения информации и поиск альтернативных источников, задания на сжатие текста, приведение примеров из личного опыта, в которых отражена необходимость полученных знаний из текста и т.п. Примеры заданий по теме «Поиск информации в сети Интернет» для 8 класса, «Носители информации», 7 класс, «Программное обеспечение» 7 класс.

Тестовые задания, составленные с использованием сервиса Google Документ, Google Форма, мобильно позволяют проверить, насколько хорошо осмыслен структурированный текстовый материал с помощью стратегий текстовой деятельности. Работа с текстом с помощью тестовой программы неоднократно обращает учащихся не один раз прочитать текст, случайный порядок вопросов требует общего понимания текста, мгновенная оценка по результатам тестирования создает эффект «соревнования», мотивирует на более детальное осмысление. Эффективно проходить учащимся такой тест дважды (при повторном прохождении учащиеся читают текст, используя известные им стратегии). Этот же метод можно использовать и в другом варианте. Если задания по тексту предполагает рассуждения, неоднозначные ответы, высказывание собственного мнения, выводы учащихся, оценивание информации, то тестовая программа не подходит.

В этом случае автором используется форма Google, результаты работы с формой можно представить для общего обсуждения, можно при этом сравнивать варианты ответов в процессе обсуждения с помощью приема «Кольца Венна».

При использовании стратегии «Постепенная догадка по контексту» можно использовать различные компьютерные технологии, интересные возможности предлагает Google, позволяет создать два вида упражнений: ввод текста или выбор текста для заполнения пропусков из предложенных вариантов. Если используется вариант ввода текста, то учителю необходимо предельно внимательно формулировать задание, так как для верного выполнения задания ученику необходимо ввести текст, который полностью совпадет с вариантом, указанным разработчиком задания. Примеры заданий: «Службы сети Интернет», 8 класс и «Протоколы сети Интернет», 10 класс.

Таким образом, применение на уроках информатики стратегий текстовой деятельности (как на этапе подготовки к работе с текстами в облачных сервисах, так и непосредственно при работе с ними на базе сервисов Google) способствует положительным качественным изменениям в освоении учащимися объемных и сложных тем по информатике.

Список литературы:

  • 1.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/Н.Н.Сметанникова. – М.:Балаас,2011.
Просмотров: 838
Комментариев: 0