Рудик Елена

Мастер-класс "Строим модель "Школа. где процветает грамотность"

Цель:

1.Знакомство аудитории с моделью "Ротация станций"

2. Знакрмство с системой организации в школе работы по продвижению чтения

Целевая аудитория: администрация школы, педагоги, методисты, тьюторы

Форма проведения: ротация станций (Приложение 1. Маршрутные листы-задания группам)

Просмотров: 484
Комментариев: 0
Рудик Елена

Основные этапы работы по созданию модели "Школа, где процветает грамотность"

​Строим модель " Школа, где процветает грамотность"

Просмотров: 459
Комментариев: 0
Рудик Елена

Мастер-класс "Учитель как читатель"

 Серьезная проблема – нечитающий учитель. В своей массе учительский корпус выключен из актуального литературного процесса. Перегрузка учителей, фактическая недоступность книг в городах с населением меньше 100 тыс человек, сокращение числа книжных магазинов в крупных городах и целый ряд других социальных причин повлекли за собой нехватку времени и возможностей для чтения и самообразования. Учителя-словесники зачастую не в курсе книжных новинок, не ориентируются в современной литературе, не следят за литературными премиями. Ситуация, когда детей и подростков к чтению должны привлекать нечитающие люди, абсурдна.

В предложенной в октябре 2016 г. Концепции Национальной Программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ особое место уделяется развитию кадрового потенциала.

И в этой связи в аспекте предлагаемого в Нацпрограмме включения профессиональных компетенций в сфере приобщения детей, подростков и юношества к чтению в разделы квалификационных требований профстандартов педагогов значимая роль отводится общеобразовательным учреждениям: разработка инновационных программ поддержки и продвижения чтения в педагогической среде, организация в школе системной работы в этом направлении, мотивационная поддержка педагогов, стимулирующая педагогов к развитию ,подталкивающая к чтению литературы, способствующая профессиональному любопытству и творчеству.

Предлагаемый нами мастер-класс- это некое погружение в определенные этапы работы по приобщению к читательской деятельности учителей-предметниковчерез организацию их совместной работы на этапе подготовке к веб-квесту (выбор книги -организация читательской конференции учителей- предметников -пликерс выбор книги для совместного обсуждения учителями и учащимися - определение ролей и соответственно исследовательских задач по книге)

1.На первом этапе ( этапе выбора книги задается ключевой вопрос , который будет связан с тематикой квеста. Например: «Мир такой какой он есть или такой , как мы его представляем?» , тема «Человек наедине с миром».

2.Учителям –предметникам предлагается список из 10-15 книг(он составляется библиотекарем, МО гуманитарного цикла, связанных единой темой.

Учителя в обязательном порядке распределяют эти книги для чтения. (каждый напротив выбранной книги пишет свою фамилию.

3.В течение месяца учителя читают выбранную ими книгу.

4. Далее мы разбиваемся на 4 произвольные группы для обмена информации по книге.

Нами определяются следующие критерии выбора книги для квеста по заявленной тематике:

-возраст

-полнота раскрытия ключевого вопроса

-многообразие затрагиваемых предметных тем

-насколько полезна книга в воспитательных целях (художественное, эстетическое)

Внутри группы происходит обсуждение книги по этим критериям, выбирается голосованием книга группы.

Далее по тем же критериям каждая группа представляет одну книгу.

После этого всеми участниками конференции осуществляется РL выбор. Именно на этом этапе организуется работа по включению педагогов в читательскую, коммуникативную деятельность.

В школе в системе проходит две конференции - летом, где делимся прочитанными новинками и весной на этапе подготовки к квесту.

Предлагаю Вам объединиться в 4 группы, продумать и предложить друг другу книги, связанные с тематикой «Человек наедине с миром», оценить по критериям и представить выбранную от группы одну книгу для последующего обсуждения в квесте.

Далее Пликерс голосование.

(На следующем этапе предлагаю каждому лист для чтения, где необходимо, читая текст, распределить цветные закладки по предметным областям.)

(На закладке –роль предполагаемая, глава).

Далее объединяю всех по цвету закладок. Формулируют задачи для исследования, конкретизируют название роли, подбирают ссылки.)

Уважаемые коллеги, актуализируя проблему чтения учителей, важно обратить внимание на необходимость организации системной работы в этом направлении. Практический опыт подтверждает, что в модели построения Школы, где процветает грамотность-развитие читательской компетентности педагогов- краеугольный камень.

На слайде представлены различные формы включения педагогов в читательскую деятельность :

-через реализацию проекта «Книга года: выбирают дети», в котором кураторами ролей выступают учителя-предметники, что активизирует их читательскую активность

-через участие учителей-предметников в проведении интегрированных уроков( химия-литература, физика-литература) в рамках проведения проектных дней

-через привлечение учителей-предметников внаписание сценариев французских мастерских (где межпредметное взаимодействие необходимо)

-через организацию регулярных читательских конференций ( 2 раза в год)

-через участие учителей-предметников в заседаниях клубов Семейное чтение.

Проводимая в системе такая работа способствует положительной динамике активности участия учителей -предметников в читательских конференциях, в проведении веб-квеста, в использовании художественных произведений на различных этапах деятельностного урока , что способствует улучшению качества системной работы по продвижении чтения в ученической среде.

Завершая работу мастер-класса, предлагаю на этапе Рефлексии:

Проанализировавдеятельность на мастер-классе, расположите в соответствие с цветом выбранного ответанаклейку(множественный выбор приветствуется. Потому не предлагаю пликерс.)

Розовая-проблема для меня актуализировалась ; задумался об организации системной работы в образовательном учреждении в аспекте развития читательской компетентности педагогов)

Синяя-попробую использовать в работе plickers или другие элементы мастер-класса(какие указать)

Желтая-предложу коллегам провести конференцию по обсуждению литературных новинок

Зеленая- попробую использовать как учитель –предметник отрывки из художественных произведений в урочной деятельности на этапах актуализации, проблематизации, построения нового знания

Оранжевая- другое (указать)

Приложения. Отрывки из романа «Жизнь Пи» Я.Мартелла.

Лист 1

  • Глава 5 (математик)

Я выскочил из-за парты и устремился к доске. Учитель не успел и рта раскрыть, как я схватил кусок мела и начал писать, приговаривая:

Меня зовут

Писин Молитор Патель,

известный всем как

– я дважды подчеркнул первые две буквы имени –

Пи Патель

а ниже, для наглядности, дописал:

π = 3,14;

потом начертал большой круг и провел диаметр, как на уроке геометрии.

В классе повисла тишина. Учитель смотрел на доску. Я стоял затаив дыхание. Наконец учитель сказал:

– Отлично, Пи. Садись. В другой раз, если захочешь отвечать, не забудь спросить разрешения.

– Понятно, сэр.

  • Глава 78 (метеоролог)

Какое же оно многообразное – небо! То затягивалось огромными белыми облаками, плоскими в основании и выпукло-волнистыми вверху. То было совсем безоблачным – ослепительно голубым. А то становилось похожим на грубое душное одеяло, сотканное из серых туч, не обещавших, впрочем, ни капельки дождя. Или же затягивалось тонкой дымкой. Порой небо покрывалось мелкими белыми пушистыми облачками. То вдруг разрывалось в вышине на длинные облачные лоскуты, походившие на разодранный в клочья ватный ком. Иногда оно пряталось за молочной пеленой. А бывало, на нем громоздились, тесня друг друга, черные грозовые тучи – но и они уплывали прочь, не проронив ни капли дождя. Были дни, когда небо украшали редкие плоские облачка, напоминавшие песчаные косы. Случалось и так, что небо превращалось в гладкий фон, отражавший то, что происходило далеко на горизонте: залитый солнечным светом океан или четкие отвесные грани между светом и тенью. Иной раз с неба, далеко-далеко, ниспадала черная дождевая завеса. Бывало и так, что на небе, на разных высотах, скапливалось множество облаков – некоторые были тяжелые и темные, а другие будто курились дымком. Временами небо делалось черным-черным – и проливалось дождем на мою улыбку. Когда же оно обрушивало на меня сплошные, нескончаемые водные потоки, я промерзал насквозь и кожа у меня тотчас покрывалась мурашками.

  • Глава 23 (богослов)

Вот так это все и вывалили на голову бедным моим родителям. Они ведь ничего знать не знали! Они понятия не имели, что я теперь практикую индуизм, христианство и ислам…

– Ваш мальчик – примерный христианин. Надеюсь, вскоре он начнет петь в нашем хоре.

Родители, пандит и имам уставились на него удивленно.

Тут вмешался пандит:

– Оба вы ошибаетесь. Он – примерный индуист. Я часто вижу его в храме – он приходит для даршана и совершает пуджу.

Родители, имам и священник уставились на него в полном изумлении.

– Нет, никакой ошибки! – возразил священник. – Я этого мальчика знаю лично. Это Писин Молитор Патель. И он – христианин.

– Я тоже его знаю и могу вас заверить: он – мусульманин! – заявил имам.

– Чепуха! – воскликнул пандит. – Писин родился индуистом, живет как индуист и умрет индуистом!

Все взоры разом обратились на меня.

– Господин Патель! Набожность Писина достойна всякого восхищения. Всегда отрадно видеть юношу, столь страстно преданного Богу, а в наше беспокойное время – особенно. И все мы с этим согласны. – Имам и священник кивнули. – Но он не может быть индуистом, христианином и мусульманином одновременно. Это невозможно. Он должен выбрать что-то одно.

Лист 2

  • Глава 85 (физик)

На меня же это зрелище подействовало совсем иначе – будто вытолкнуло меня за пределы, положенные смертным. И тут сверкнула еще одна молния – гораздо ближе. Наверное, целила в нас: мы только-только перевалили гребень волны и покатились под откос, как она ударила позади – в самую вершину. Мир взорвался горячей водой и паром. Две, от силы три секунды в небе плясал ослепительно белый осколок стекла – разбитого окна в космос, бесплотный, но исполненный колоссальной мощи. Десять тысяч труб и двадцать тысяч барабанов не наделали бы такого шума, как эта молния, – загрохотало так, что я и впрямь чуть не оглох. Море побелело; вообще все цвета куда-то подевались. Остались только слепящая белизна и беспросветная темень. Свет пронзал темноту, но не рассеивал. Исчезла молния так же как и вспыхнула, – в мгновение ока, раньше даже, чем на нас обрушился горячий душ. А огретая по макушке волна слилась с чернотой океана и покатилась себе дальше, как ни в чем не бывало.

  • Глава 71 (дрессировщик)

1. Теперь самое трудное: надо спровоцировать зверя, который вам докучает, кем бы он ни был – тигром, носорогом, страусом, кабаном или бурым медведем, – разозлите его. Самый верный способ – подойти к границе нейтральной территории и с криком вторгнуться на нее.

2. Разозлив зверя, выманите его любым способом на свою территорию. По собственному опыту знаю: лучше всего медленно отступать и при этом шуметь. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОТВОДИТЕ ВЗГЛЯД В СТОРОНУ!

3. Как только зверь ступит на вашу территорию, разозлитесь уже не на шутку. Перебирайтесь во вспомогательное укрытие, подальше от шлюпки, или в самой шлюпке. НАЧИНАЙТЕ СВИСТЕТЬ ЧТО ЕСТЬ МОЧИ И ВЫБИРАТЬ ПЛАВУЧИЙ ЯКОРЬ.

….

4. Беспрерывно свистеть в свисток – дело утомительное, особенно для того, кто обессилел после кораблекрушения, но не падайте духом. У потревоженного зверя подступающая тошнота должна непременно ассоциироваться с пронзительным свистом.

….

7. Дрессировку повторяйте до тех пор, пока зверь не поймет, что свист грозит ему мучениями и тошнотой. Так что в дальнейшем, вздумай он нарушить территориальные границы или показать свой норов каким-либо другим образом, вы сможете укротить его только свистом.

  • Глава 51 (шипчандлер)

Я посмотрел себе под ноги. И от радости едва не лишился чувств. В ящике поблескивали разные незнакомые штучки. Как же я обрадовался при виде всех этих вещиц и предметов, созданных руками человеческими!

….

И теперь решил осмотреть сундук с сокровищами более обстоятельно. Ящик на поверку оказался здоровенный – намного больше самой крышки. Спереди он был шириной с корпус шлюпки, а по бокам и сзади сужался точно по боковым банкам. Я уселся на край ящика, опустил ноги внутрь, а спиной прислонился к форштевню. И стал считать коробки «Севен-Оушенс». Одну я съел – осталась тридцать одна. По инструкции, каждая пятисотграммовая коробка была рассчитана на одного человека по крайней мере на три дня. Значит, съестных припасов у меня – 31x3 – на девяносто три дня! Согласно тем же инструкциям, потерпевшим кораблекрушение следовало пить не больше полулитра воды в сутки. Я пересчитал жестянки с водой. Их было сто двадцать четыре. По пол-литра в каждой. Стало быть, воды у меня по меньшей мере на сто двадцать четыре дня. Еще никогда простая арифметика не вызывала у меня такой улыбки.

….

По завершении тщательного осмотра у меня сложился целый список:

  • 192 таблетки от морской болезни
  • 124 жестянки с пресной водой, по 500 миллилитров в каждой, то есть всего – 62 литра
  • 1 большая плитка черного шоколада …
  • Лист 3

    • Глава 63 (физиолог)

    Но я не сидел сложа руки. Потому-то и выжил. В шлюпке, да и на плоту, дел было невпроворот. И обычный мой день, если можно так сказать про человека, потерпевшего кораблекрушение, складывался так: С рассвета – до полудня:

  • подъем
  • молитвы• завтрак для Ричарда Паркера
  • общий осмотр плота и шлюпки, особенно узлов и стяжек
  • обработка солнечных опреснителей (протирка, надувка, доливка воды)
  • завтрак и осмотр продовольственных запасов
  • рыбная ловля и разделка рыбы, если было, что разделывать (потрошение, очистка, развешивание длинных ломтей на веревках для вяления на солнце)
  • С полудня – до середины дня:

  • молитвы
  • легкий обед
  • отдых и спокойные занятия (ведение дневника, осмотр ран, затянувшихся и новых, уход за снаряжением, обследование ящика с припасами, наблюдения за Ричардом Паркером, смакование черепашьих косточек и т.д.)
  • С середины дня – до раннего вечера:

  • молитвы
  • рыбная ловля и заготовка рыбы
  • обработка провяленных ломтей (переворачивание, срезание подгнивших частей)
  • подготовка к ужину ужин для себя и для Ричарда Паркера
  • На закате:

  • общий осмотр плота и шлюпки (тех же узлов и стяжек)
  • сбор и разлив по емкостям воды из опреснителей раскладывание по местам съестных припасов и снаряжения приготовления к ночи (устраивание постели, подготовка ракетницы, чтобы была под рукой, если появится корабль, и дождесборника, если пойдет дождь)
  • молитвы
    • Глава 69 (инженер)
  • А потом взялся изучать солнечный опреснитель. Это – устройство, предназначенное для получения пресной воды из соленой. Состоит оно из надувного прозрачного конуса, размещенного поверх круглой, похожей на спасательный круг плавучей емкости с черной прорезиненной брезентовой мембраной посередине. Устройство работает по принципу перегонного аппарата: морская вода, собираясь под закрытым конусом, на черной мембране, нагревается солнцем и испаряется, скапливаясь на стенках конуса. Потом эта влага, уже несоленая, стекает в водосток, расположенный по периметру конуса, и оттуда попадает в водозаборный мешок. На шлюпке имелась дюжина таких опреснителей. Я внимательно прочел, как ими пользоваться, – строго по инструкции. Надул все двенадцать конусов и залил каждую плавучую емкость необходимым количеством морской воды – по десять литров в каждую. Потом связал опреснители вместе, в связку, прикрепив ее с одной стороны к плоту, а с другой к шлюпке, так, чтобы ни один из них не потерялся, в случае если развяжется какой-нибудь узел, – и таким образом получил дополнительный страховочный линь, соединивший меня со шлюпкой. Опреснители походили на крепкие поплавки, хотя и казались с виду неказистыми, но можно ли с их помощью добывать пресную воду, – я сомневался.

    • Глава 96 (литературовед)

    – Я рассказал вам две истории о том, что произошло за эти двести двадцать семь дней.

    – Да-да.

    – Ни в той, ни в другой не найдется ответа на вопрос, почему затонул «Цимцум».

    – Верно.

    – Так что, по сути, вам без разницы, какая из них – правдивая.

    – По сути дела – да.

    – Ни ту ни другую историю вы не можете ни подтвердить, ни опровергнуть. Приходится полагаться только на мое слово.

    – Похоже что так.

    – И в обеих судно идет ко дну, все мои родные гибнут, а я терплю ужасные муки.

    – Да, совершенно верно.

    – Тогда скажите – раз уж это не меняет сути дела, да и доказать вы все равно ничего не можете, – какая история вам больше нравится? Какая история интересней – со зверьми или без зверей?

    Лист 4

    • Глава 8 (зоолог)

    Мы, зоологи, обычно говорим: самый опасный зверь в зоопарке – Человек. В общем, это значит, что наш вид, превратившись в ненасытного хищника, глядит на мир как на добычу. А в частности, мы подразумеваем людей, которые пичкают выдр рыболовными крючками, медведей – бритвенными лезвиями, слонов – яблоками, утыканными гвоздями, не говоря уже о всякой другой дряни – шариковых ручках, скрепках, булавках, резинках, расческах, ложках, подковах, стекляшках, кольцах, брошках и прочих украшениях (и не каких-то там безделушках, а иной раз самых настоящих золотых кольцах), пластмассовых соломинках и посуде, шариках для пинг-понга, теннисных мячах и бог весть о чем еще. В траурных списках зверей, погибших в зоопарках от проглоченных инородных тел, значатся гориллы, бизоны, аисты, нанду, страусы, тюлени, сивучи, крупные кошки, медведи, верблюды, слоны, обезьяны, самые разнообразные олени, грызуны и певчие птицы. Владельцы и смотрители зоопарков, наверное, помнят нашумевшую историю про гибель Голиафа: это был здоровенный, весом под две тонны морской слон, под стать быку, звезда одного европейского зоопарка, любимец публики. А погиб он от внутреннего кровоизлияния, после того как кто-то скормил ему битую пивную бутылку.

    На стене сразу же за билетной кассой отец вывел огненной краской надпись:

    ИЗВЕСТНО ЛИ ВАМ, КАКОЙ ЗВЕРЬ В ЗООПАРКЕ САМЫЙ ОПАСНЫЙ?

    Стрелка указывала на занавесочку. К занавесочке всегда тянулось столько загребущих рук, что ее приходилось то и дело менять. А за нею висело зеркало.

    • Глава 92 (натуралист)

    Остров был плотоядный. Вот почему рыба исчезла из того пруда. Остров как-то заманивал морскую рыбу в свои подземные ходы… уж не знаю, каким образом, – скорее всего, рыбы накидывались на эти водоросли так же жадно, как когда-то я сам. И попадались в ловушку. Может, не могли найти дорогу обратно? Или выходы закрывались? А может, содержание соли менялось так плавно, что пленницы просто не успевали заметить? В общем, как бы оно там ни было, они попадали в пресную воду и погибали. Часть из них всплывала на поверхность – эти-то жалкие крохи со стола острова-хищника и перепадали сурикатам. А ночью, в результате каких-то химических процессов – не знаю, каких, но, очевидно, под действием солнечного света прекращавшихся, – водоросли начинали выделять крепчайшую кислоту, и все эти озерца превращались в кислотные чаны, где рыба и переваривалась. Вот почему Ричард Паркер каждый вечер возвращался в шлюпку. Вот почему сурикаты ночевали на деревьях. Вот почему на всем острове не сыскалось ничего, кроме водорослей.

    • Глава 66 (диетолог)

    Легче всего ловились черепахи, о чем, собственно, и говорилось в инструкции. В разделе «Охота и собирательство» про них упоминалось в главе «Собирательство». Хоть и вооруженные крепкой броней, наподобие танков, пловцы они были никудышные – слабые и неповоротливые: любую можно было спокойно ухватить за задний плавник и одной рукой.

    В зеленых черепахах мяса было больше, чем у бисс, да и брюшной панцирь у них оказался тоньше. Правда, они куда крупнее бисс – сущие громадины, не под силу такому доходяге, в которого я к тому времени превратился.

    Господи, подумать только: я – истый вегетарианец! Подумать только: я и ребенком-то вздрагивал каждый раз, когда снимал кожуру с банана, думая, что сворачиваю шею какой-нибудь зверушке. И вот до чего я докатился: стал дикарем, да таким, каким никогда и представить себя не мог.

    Направления:

    1. Физико-математическое (математик, физик, шипчандлер)
    2. Естественно-научное (диетолог, физиолог, дрессировщик, натуралист, зоолог, метеоролог)

    Гуманитарное (богослов, литературове

    Просмотров: 360
    Комментариев: 0
    Рудик Елена

    Темы семинарских занятий

     Теоретические семинары «Факультатив педагогу»


    1. Создание развивающей среды- базовая компетентность учителя;
    2. Компетентностная модель современного учителя;
    3. Оценка деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий

    Семинары –практикумы


    1. Приёмы создания проблемной ситуации на уроке;
    2. Технологии организации работы в группах: зигзиг, «шесть шляп»
    3. Приёмы организации учебных дискуссий. «Дебаты». Технология «Аквариум»;
    4. Технологии работы с текстом:
    -«исследовательская карточка»;
    - «пирамида фактов»;
    -карта понятий;
    -«межпредметные связи»
    5. Технологии работы с проблемными текстами: «Идеал»

    Постоянно действующие семинары-практикумы


    1. Конструкторы и приёмы организации продуктивной деятельности на уроке;
    2. Организация заключительного этапа урока- рефлексии деятельности. Формирующее оценивание.

    Мастер-классы


    1. Развитие воссоздающего воображения в урочной и внеурочной деятельности.
    2. Подготовка презентации к деятельностному уроку. Новые приёмы

    Просмотров: 314
    Комментариев: 0