Локоть  Юлия

Русская Ассоциация Чтения IV Международная научно-практическая конференция

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях реализации учителем английского языка системно-деятельностного подхода при обучении учащихся работе с текстом значимую роль играет использование современных электронных сервисов, в частности программы Scratch, в основе которой - вы­сокий уровень визуализации текста. Программа позволяет созда­вать фрагменты фильма и собственные анимированные интерак­тивные истории к уроку, озвучивать самостоятельно речь героев или повествование действия.

1.Подготовка к работе над проектом осуществляется с помощью стратегии компрессии текста «G-S-R». Главный этап работы с текстом — это чтение и деление текста на смысловые отрыв­ки; обсуждение незнакомых слов; формулировка обобщающих вопросов, ключевых и индивидуальных слов в таблицу; состав­ление пересказа.

Следующий этап - подбор иллюстраций к тексту из сети Интернет и накладывание озвученного текста. Итогом работы становится самостоятельно созданный проект.

2.Применение технологии Scratch актуально на этапе обобщения и систематизации знаний. В этом случае ученикам предлага­ется создать памятку по грамматике. Работа над текстом осу­ществляется с помощью текстовой стратегии «Обзор словаря». Выписываются ключевые пункты из правила по грамматике, группируются по закономерностям и приводятся свои приме­ры. Таким образом, вырисовывается путь от текста к созданию проекта с использованием программы Scratch.

Интересной с точки зрения развития читательской деятельности является работа с текстом на уроках английского языка с помо­щью электронного приложения Plickers, помогающего оценить уровень понимания художественных текстов на различных этапах контроля.

В приложении учителем составляются вопросы по тексту, которые могут содержать несколько вариантов ответов — True/False/Not Stated или выбор правильного ответа A/B/C/D. Во время работы с текстом используется стратегия компрессии текста «G-S-R» или «Кольца Венна». Выписываются неизвестные слова, выбираются ключевые фразы, характеризующие героев текста, даты, названия городов или стран. Это помогает ученикам детально понять текст и, следовательно, ответить на вопросы, составленные в компью­терном приложении. Plickers позволяют реализовать непрерыв­ный мониторинг знаний детей, занимающий не более нескольких минут от урока. Использование данного приложения улучшает обратную связь с учеником, позволяет сделать вывод о степени понимания английского текста учащимися.

3. Для формирования читательской грамотности продуктивно при­менение технологии веб-квест. Например, в веб-квесте по книге Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» на английском языке, через созданный нами сайт www.web-kvest.ru учащиеся решали зада­чу, предложенную туроператору: организовать на английском языке поездку по различным направлениям Нарнии. Одним из заданий было сформировать с помощью сервиса Imagechef об­лако слов, используемых в описании достопримечательностей Нарнии. Задания, связанные с ролью, ученики выполняют, как правило, с помощью сервиса Документы Google.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реа­лизовать ФГОС. Пособие для учителя [текст] / Н.Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2011.

Просмотров: 543
Комментариев: 0
Локоть  Юлия

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Школа работает в экспериментальном режиме по формиро­ванию у учащихся навыков устной речи на иностранных языках и имеет цель помочь учащимся преодолеть языковой барьер. Для осуществления данного проекта используются следующие методы работы: традиционные, но важные аспекты постановки произно­шения и формирования грамматической базы, ликвидации пси­хологического и языкового барьера, препятствующих общению; проведение интегрированных уроков и уроков с использованием различных стратегий чтения, подготовка к ЕГЭ и ГИА. Внеурочная деятельность является логическим продолжением урочной и неотъ­емлемой частью учебного процесса. Здесь проходят читательские конференции на английском языке, проводятся мероприятия, посвящённые традициям и обычаям стран, изучаемым языкам, прочи­танным книгам. Проводится телемост и игры на английском языке. Учащиеся принимают участие в проектной деятельности и олимпи­адах. Ведётся кружок «Театр на английском языке» и, конечно, ор­ганизуется непосредственное погружение в языковую среду, то есть обучение за рубежом.

Цель: реализация деятельностного подхода в развитии языковой компетентности учащихся через внедрение проекта «Развитие язы­кового пространства школы».

Задачи:

1.Повышение качества обучения в английском языке.

2.Создание условий для успешного обучения детей с разными образовательными возможностями посредством дифференцирован­ного подхода.

3.Развитие исследовательских компетентностей через работу школьного научного общества учеников, систему факультативов, кружков, предметных олимпиад, занятий внеурочной деятельности, исследовательских работ.

4.Развитие коммуникативных компетентностей через использо­вание инновационных технологий.

В соответствии с требованиями системно-деятельностного под­хода, лежащего в основе методологии новых образовательных стан­дартов, метапредметная и воспитательная направленности проекта лежат в основе урочной и внеурочной деятельностей.

Работа по развитию языкового пространства ведётся по двум ос­новным направлениям:

Через урочную деятельность, где реализуется системно-деятельностный подход по развитию языковых компетентностей учащихся. Здесь значимую роль играет использование:

Современных образовательных технологий (проблемная тех­нология, проектная технология, технология критического мышле­ния, ТРИЗ).

-Стратегиального подхода в обучении работе с текстом.

-Интегрированных уроков.

-Через внеурочную деятельность:

-Проведение читательских конференций на английском языке.

-Участие в проектной и исследовательской деятельности.

-Участие в олимпиадах.

-Проведение мероприятий, посвященных традициям и обычаям стран изучаемых языков через чтение книг на английском языке.

-Организация телемостов (интерактивное общение).

-Игры на английском языке.

-Театральный кружок на английском языке.

-Летние практики в стране изучаемого языка.

В урочной деятельности важным является строить урок так, что­бы осознанно осуществлять формирование планируемых результа­тов обучения, продуктивно организовывать деятельность учащихся на уроке.

В этом аспекте значимая роль отводится использованию на раз­личных этапах уроков современных образовательных технологий (проблемная технология, проектная технология, технология крити­ческого мышления, ТРИЗ), а также педагогических приёмов, позво­ляющих формировать универсальные учебные действия.

Этап

актуализации

Этап проблематизации

Основные

этапы урока

Рефлексия

Пирамида

фактов,

Паутинка

ассоциаций,

Понятие и его

определение

Чтение с пометками, Дерево

предсказаний, Верите ли вы.

Кольца Венна,

Фишбоун,

Идеал, Толстые

и тонкие

вопросы,

интеллект-

карта.

Технологии

критического

мышления

(шесть шляп,

написание

синквейна,

кластер).

Значимая роль на этапе контроля отводится критериальному оцениванию, которое позволяет установить обратную связь между учащимся и степенью успешности достижения им цели. Для уроков английского языка разработаны листы самооценивания различного вида деятельности учащихся (карта оценивания чтения, аудирова­ния, эссе).

Значимую роль в формировании и развитии у учащихся комму­никативных компетентностей играет организованная семестровая система контроля. Учащиеся (начиная со второго класса) сдают эк­замен по всем видам деятельности (аудирование, чтение, грамма­тика и словообразование, письмо и устная речь). В ходе контроля не только учитель получает представление об уровне обученности учащихся, но и каждый ученик получает возможность сознательно корректировать собственную речевую деятельность. •

Опыт проведения интегрированных уроков показывает, что та­кие уроки являются продуктивной формой организации деятельнос­ти учащихся по освоению ими универсальных учебных действий, так же и по обучению в контексте решения жизненных задач.

О результативности урочной деятельности в аспекте реализации представленного проекта свидетельствует ежегодная позитивная динамика качества знаний и положительная динамика сдачи ГИА и ЕГЭ (средний балл результатов выпускников школы «Личность» выше среднекраевого результата).

Организованная работа по реализации проекта представляет собой целостное единство как урочной, так и внеурочной деятель­ности.

Во внеурочной работе активно используется деятельностный под­ход. Поскольку в среднем звене происходит снижение интереса к чте­нию, очень важно поддерживать его чтением на английском языке. В проекте «Языковое пространство школы» значимая роль отводится читательским конференциям по обсуждению прочитанного на анг­лийском языке. Проводимые в системе читательские конференции развивают мотивационную заинтересованность учащихся, формиру­ют читательские компетентности. Ценным является то, что книги не навязываются учителем, а дети выбирают их самостоятельно, ранжи­руют по принципу «прочитаю в первую очередь». Результатом про­ведения читательской конференции является выбранная учащимися «золотая полка» книг, которые будут читаться.

Технология организации и проведения читательской конфе­ренции:

Подготовительный этап: выбор книги (учащиеся дома читают книги на английском языке).

Проведение читательской конференции:

Учащиеся распределяются по группам и друг другу делают пре­зентацию своей книги.

Каждая группа голосует и выбирает 3 наиболее понравившиеся книги.

Ученик, который не читал данную книгу, представляет её всему залу.

Все участники конференции голосуют и выбирают так назы­ваемую «Золотую полку», в которую входят лучшие книги, представ­ленные на конференции.

Рефлексия. Обсуждение хода и итогов читательской конференции.

Результатом проведения промежуточной диагностики качества чтения позволяет говорить о положительной динамике сформиро­ванное™ у учащихся таких качеств, как понимание текста, самосто­ятельный поиск информации в различных источниках, грамотный пересказ. Система использования стратегий чтения в урочной и вне­урочной деятельности, безусловно, способствует развитию читатель­ской компетентности.

Читательская грамотность также развивает языковую среду через проведение массовых мероприятий, которые вовлекают в сотвор­чество учителей и учеников. Это создает положительный настрой по отношению к читаемой книге на английском языке.

Традиционные мероприятия, посвященные изучению культур стран, изучаемого языка, такие как День благодарения, Рождество, День Святого Николауса (немецкий язык) проводятся в системе с целью развития языковых способностей и творческой активности учащихся. В основе сценария проведения таких мероприятий лежит прочитанная учащимися книга на английском языке.

Игры также являются неотъемлемой частью изучения языков. Такие игры, как «Поле Чудес» и Брейн-ринг, используемые во вне­классной работе, позволяют развивать творческие способности уча­щихся, формируют коммуникативные, познавательные, личностные Универсальные Учебные Действия.

Важную роль в аспекте реализации методической системы игра­ют театральные постановки на английском языке.

Театрально-языковой кружок является логическим продолжени­ем работы по развитию у учащихся коммуникативных компетентностей во внеурочное время. Успешно были осуществлены следу­ющие театральные постановки «Алиса в стране Чудес», «Красавица и Чудовище», «Золушка».

Важным направлением данного проекта является работа с одарён­ными детьми, в том числе организация их участия в конкурсах проект­ных и исследовательских работ, в очно-заочных турах краевого лите­ратурного конкурса на английском языке «Воокworm».

Одна из форм работы по развитию у учащихся когнитивных и коммуникативных компетентностей во внеурочной деятельности проходит через участие в олимпиадах. Системная подготовка к олим­пиадам начинается в начальной школе через факультативные и инди­видуальные занятия. За последние 3 года наблюдается положитель­ная динамика участия в олимпиадах различных уровней, что также свидетельствует об эффективности представленной собственной ме­тодической системы.

В практике работы школы активно используется такая форма коммуникационного взаимодействия учащихся с носителями языка, как телемост. Данная форма работы позволяет ученикам на уроках общаться со своими сверстниками в прямом эфире, а также погру­зиться в изучение обычаев, культуры страны изучаемого языка.

Погружение учащихся в языковую среду — действенный метод формирования коммуникативных, языковых компетентностей уча­щихся. Поездки в Англию, Мальту, Швейцарию способствуют все­стороннему развитию учащихся в аспекте общения со сверстниками из стран изучаемого языка.

Таким образом, создание развивающей языковой среды как способа системной организации совместной деятельности учите­ля и учащихся в аспекте развития коммуникативных и когнитив­ных компетентностей лежит в основе концепции данного проекта и, несомненно, способствует развитию учащихся, как субъектов учебной деятельности, как субъектов исследовательской деятель­ности, как субъектов саморазвития.

Просмотров: 527
Комментариев: 0
Локоть  Юлия

Мобильное приложение Kahoot

Kahoot - программа, которая позволяет проводить тестирования в формате викторины, т.е. игры с ограничением по времени.

Просмотров: 1009
Комментариев: 0
Локоть  Юлия

Развитие читательской грамотности в деятельности учителя английского языка через использование современных технологий.

 В условиях реализации системно - деятельностного подхода учителем английского языка значимую роль играет синтез стратегиального подхода в обучении при работе с текстом и современных электронных сервисов, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Применение на уроках программы Scratch, позволяет создавать собственные анимированные интерактивные истории к уроку, приложение Plickers, дает возможность оценить уровень понимания художественных текстов на различных этапах контроля, а такжеиспользование компьютерной программы, так называемой «облако слов», позволяет создать визуальный образ ключевых слов. Технология веб – квест активно применяется во внеурочной деятельности.

С помощью программы Scratch, в основе которой лежит высокий уровень визуализации текста, учащиеся могут создавать фрагменты фильма, озвучивать самостоятельно речь героев или повествование действия. Данная технология применяетсяна разных этапах урока.Например, На этапе контроля знаний, а именно при проверке коммуникативных компетенций. Подготовка к работе над проектом осуществляется с помощью стратегии компрессии текста "G-S-R". Ученики читают и делят текст на смысловые отрывки; обсуждают незнакомые слова; формулируют обобщающие вопросы, выписывают ключевые и индивидуальные слова в таблицу и составляют пересказ. Далее они подбирают иллюстрации к текстуиз сети интернет и накладывают звук. Итогом работы становится самостоятельно созданный проект.

Таким образом, Scratch помогает по-новому взглянуть на учебный материал. Данная программа даёт возможность совмещать занятие программированием с изучением английского языка, способствуетразвитию творческого, образного и логического мышления, а так же развиваетпознавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, т.е. ученики учатся добывать информацию, делать схемы, выводы, учатся слушать и понимать других, строить речевые высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Интересной с точки зрения развития читательской деятельности, является работа с текстом на уроках английского языка с помощью электронного приложения Plickers, которое позволяет оценить уровень понимания художественных текстов на различных этапах контроля. Plickers — это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. В данном приложении, вопросы по тексту, составленные учителем, могут содержать несколько вариантов ответов –True/False/Not Stated или выбор правильного ответа A/B/C/D. Во время работы с текстом используется стратегия компрессии текста «G-S-R» или «Кольца Венна». Учащимися выписываются неизвестные слова, выбираются ключевые фразы, характеризующие героев текста, даты, названия городов или стран. Это помогает ученикам детально понять текст и, следовательно, ответить на вопросы, составленные в компьютерном приложении. Plickers позволяет реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока. Использование данного приложения улучшает обратную связь с учеником, позволяет сделать вывод о степени понимания английского текста учащимися. Работает оно с применением QR-кодов, а учитель использует на уроке телефон. Камерой телефона сканируются поднятые детьми карточки с QR-кодами с, по их мнению, правильными ответами. Мгновенная статистика правильных и неправильных ответов и их авторов появляется прямо на доске. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. В любом наборе каждая карточка уникальна и имеет свой собственный порядковый номер. Для опроса желательно иметь проектор с подключенным к нему компьютером. Всё управление ведётся с телефона.

Итак,применение приложения Plickers привлекает дополнительное внимание к уроку, тем самым, включает интересный вид контроля. Разработанные тесты по темам и проведение уроков с использованием данного приложения позволяет учителю улучшить обратную связь между собой и классом, для детей это приложение — своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от обычных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы.

Эффективным методом при обучении английскому языку является спользование компьютерной программы, так называемой «облако слов» (www.tagul.com ). Word Cloud - это графический способ визуализации наиболее часто используемых или наиболее значимых слов в тексте. Работа может осуществляться на разных этапах урока.

1.На этапе предтекстовой деятельности, во время использования стратегии «мозговой штурм» в результате, которой ученик может сформулировать по ключевым словам тему урока или предположить, о чем пойдет речь в тексте, который они собираются прочитать.

2. На этапе формирования лексических навыков использование сгенерированных облаков слов применяется при работе с лексическими единицами по любой теме. В данном случае облако слов может выступать в качестве зрительной опоры, что облегчает выполнение задания и вызывает интерес у учащихся. Особенно полезным и эффективным этот прием является для детей-визуалов. Создание облака на основе прочитанноготекста помогает пересказать текст. Итак, использование сервиса «Облака слов» позволяет разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на уроке, формировать благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, развивает навыки структурирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивает творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.

Для формирования читательской грамотности во внеурочной деятельности, продуктивно применяется технология веб - квест. Например, в веб-квесте по книге Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» на английском языке, через созданный школой «Личность» сайт www.web-kvest.ru учащиеся решают задачу, предложенную туроператору: организовать на английском языке турпоездку по различным направлениям Нарнии. Через сайт веб-квеста, по размещенным там ссылкам, ученики выполняли задания, связанный со своей ролью. Одним из заданий было сформировать облако слов, используемых в описании достопримечательностей Нарнии, с помощью сервиса TAGUL. После прочтениякниги на английском языке, итогом явились созданные ребятами проекты со следующими туристическими экскурсиями.

Итак, в результате синтеза новых мобильных технологий и стратегиального подхода в работе с текстом, происходит организация продуктивной деятельности учащихся, в результате которой формируются коммуникативные и языковые компетентности, регулятивные УУД, а также наблюдается положительная динамика качества чтения английских текстов с экрана.

='mso-4�xP?!
Просмотров: 1018
Комментариев: 0