Маламахова  Полина

Padlet

Просмотров: 889
Комментариев: 0
Маламахова  Полина

Отзыв о книге «Школа будущего» К. Робинсона и Лу Ароники. Авторы: методическое объединение учителей истории.

 В книге Кена Робинсонаи Лу Ароники показаны неприглядные стороны современной системы образования. Несмотря на то, что авторы пишут о Европе и Америке, многие моменты знакомы и нам, жителям России. Подробно разобрав минусы стандартизации и тестовой системы, они постарались указать направление, в котором можно работать, чтобы добиться результатов для любого ребенка. Подробно описан опыт Бостонской школы искусств, подчеркнуты успехи при принятии нестандартных решений. 

Увы, сами авторы признают необходимость согласовывать любые изменения, любые эксперименты с существующей в стране системой. Зачастую даже успешные начинания приходится сворачивать, они совершенно нежизнеспособны при необходимости сдавать тесты «по нормативам». Ждет ли нас нечто иное? Кен Робинсон в это верит. Но впереди большой путь.
Что можно взять на заметку:
- учителя должны облегчать детям понимание материала (фраза, заставившая меня замереть на какое-то время. Упрощать, объяснять, подводить. Делать мир проще. В последнее время, приходится делать его только сложнее)

- мир за пределами класса важен. Увлечения учащихся, их проблемы в семье, проблемы со сверстниками, необходимость практического применения знаний нельзя игнорировать.

-каждый чего-то стоит, это не значит, что надо брать все вершины. Действительно, отношение к ошибкам в мире нездоровое. Либо «а ладно, так сойдет», либо «нельзя ошибаться, надо ползти вверх, выше и выше».

- надо пробовать новое

- эмоциональные и моральные аспекты.

Минусы:

-неопределенность в отношении системы. Авторы признают её важность (программы), но критикуют почти все остальное.

- слишком много слов о других написанных книгах, чужих исследованиях. Много общих фраз.
-нет хороших идей для сосуществования с системой. Адаптируйся и гни своё -вариант хороший, но хотелось бы чего-то более вдохновляющего.

- учитель – фанатичный рыцарь крестового похода. Здорово. Честно. 24\7 и гореть синим пламенем. Но возникает странное противоречие. Каждого ребенка нужно развивать индивидуально, что в школе, что в университетах и колледжах.

Некоторые из них станут учителями. Вероятность существует. Это обязывает их лечь на алтарь. Никакой гибкости в отношении индивидуальности преподавателя. Только требования к осознанию великой миссии, высокой квалификации и готовности работать. Наверное – это правильно. Наверное. Мне чудится в этом что-то досадное, словно та отбраковка, которую авторы критикуют в отношении детей и подростков, не работает для взрослого мира. Это ли не главный демотиватор? Невозможно всегда быть на «своем пути». Невозможно не совершать ошибок. Мир, в котором отсутствуют вторые шансы для вышедших за пределы 20-ти лет?
Возможно, следующий этап – «Мир взрослого будущего»? Где дети из школ нового типа на любой работе будут строить отношения, где твои сильные и слабые стороны будут уравновешены за счет командной работы. Пока цель ,к которой идут, выглядит грустно.
Многие сейчас не хотят взрослеть. Может, в этом причина нежелания учиться? В книге мелькали мысли по этому поводу, но лишь мелькали. Силы уходят на борьбу с системой.


Просмотров: 592
Комментариев: 0
Маламахова  Полина

Методические рекомендации по работе со слабочитающими детьми на основе исторических текстов .

       В последнее несколько лет, основной проблемой при работе со школьниками среднего и старшего звена является недостаточный уровень читательской грамотности. Неумение правильно воспринять, воспроизвести информацию, выделить главное, выполнить задания связанные с текстом ведет к снижению результатов при выполнении проверочных, контрольных работ, заданий ОГЭ и ЕГЭ. Сложности возникают при работе с материалом  по различным учебным предметам.  Приоритетной становится задача развития  у учащихся умения извлекать информацию из различных  источников, эффективно применять ее на практике.

К проблеме чтения приковано внимание специалистов разных областей науки, развитие читательских компетенций признано приоритетным направлением и пользуется поддержкой государства. Опыт, накопленный педагогами в этой области,  был представлен во множестве тематических сборников: «Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ».- Москва, 2007; «Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности : научно-практический сборник». - Москва, 2007; «Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы: (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России)».- Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011 .

Задачи данной работы:

1.        проанализировать современные подходы к организации работы  со слабочитающими учащимися

2.        предложить основанные на анализе методической литературы и педагогической практики практические рекомендации по организации учебных занятий, основанных на самостоятельной работе учащихся с историческими источниками.

3.        выявить возможности в формировании познавательной и информационной компетентности при использовании приема «чтение с остановками».

Изучение истории предполагает постоянную работу с большим объемом фактов, дат, осознанием взаимосвязи между событиями и умением критически подходить к источникам. Для формирования представлений о каком-либо историческом факте необходимо  развивать умение соотносить   явления прошлого с современными событиями. Объем предмета предполагает владение на высоком уровне навыками  выбора необходимого материала и оперирования большим количеством фактов, умения критически анализировать историческую ситуацию. Уроки истории в школе способствуют воспитанию патриотизма, гражданской ответственности, гордости за свою страну, развитию толерантности и внимательного отношения к проблемам других народов.

 В статье «О некоторых приемах изучения истории культуры» Э.Н.Абдулаев пишет: «Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам»[1]. Одним из решения данной проблемы является систематическая работа с историческими источниками. Это помогает учащимся более глубоко осознать реалии эпохи, конкретизировать материал. С помощью отрывком из летописей, писем, постановлений органов власти  формируется интерес к познавательной деятельности, что способствует усвоению материала.

Отдельного внимания требуют «слабочитающие» дети. К  этой категории относятся мало читающие, испытывающие нелюбовь к чтению, незаинтересованные учащиеся, чтение не превращено в постоянную привычку. В сборнике «Недетские проблемы детского чтения», Н.Н.Сметанникова отмечает следующие черты присущие человеку с недостаточно развитыми навыками смыслового чтения: чтение от случая к случаю; поиск в текстах только «полезной», необходимо для практики информации; робость перед библиотеками и книжными магазинами.[2] Отказ от чтения ведет к сужению кругозора, что в свою очередь лишает школьника возможности в полной мере понять  текст. Уже при первичном знакомстве с материалом  трудности отдельные слова и выражения начинают вызывать трудности. Интерес к работе снижается, падает концентрация.


 В книге Н.Н.Сметанниковой «Стратегии подходов к обучению чтению» приведены различные «портреты читателей»,  выявлены проблемы с которыми могут столкнуться учащиеся и учителя,  даны рекомендации по их решению. Например: моделирование чтения, подбор материала, способного заинтересовать данного учащегося и т.д.[3] Целью реализации стратегий смыслового чтения является превращение учащегося в «хорошего читателя».  В вышеуказанной книге приведены характеристики последнего. К ним относятся: читательская активность, внимание к структуре текста, умение интегрировать знание и опыт работы с материалом.


Каким образом можно помочь школьнику перейти из одной категории в другую? В «Методических рекомендациях для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории»  подчеркивается важность формирования готовности и способности к образованию, необходимость развития мотивации у слабых учеников. Одним из путей решения  является  яркое, запоминающееся изложение исторического материала, работа с ассоциативным мышлением, организация активной познавательной деятельности.


Наиболее эффективным способом стало бы создание индивидуального учебного плана, куда бы обязательно вошли групповые и\или индивидуальные занятия по работе с текстом.  При организации деятельности следует учитывать возрастные, психологические особенности обучающегося.  Деятельность должна быть доступна, слишком сложное задание может стать причиной снижения мотивации, повлечь за собой еще большее отстранение от чтения. Так же важным  условием продуктивной работы является осознание учеником важности и значимости деятельности именно для него. Нельзя забывать про эмоциональное воздействие материала, при господстве массовой культуры, за потоком информации теряется возможность  проникнуться ситуацией, проявить эмпатию, подумать, осознать собственные чувства по отношению к той или иной ситуации. Трагедии и достижения поставлены «на поток», современная молодежь оказывается в духовном и ценностном вакууме. Использование стратегий смыслового чтения  позволяет не только проработать предметную информацию, но также способствует развитию личностных компетенций.

Н.Н. Сметанникова пишет о том, что у обучающегося и обучающего должен быть совместный план, программа их деятельности по достижению результата. Поэтому основным приемом при работе со слабочитающими учащимися на уроках истории является  «чтение с остановками». Задание, может содержать в себе элементы некоторых других приемов («рассечение вопроса», «GSR», «информационная карточка» и т.д.). (Приложение 1)

При работе с учащимися на уроках истории рекомендуется работать  не  только с историческими источниками. В зависимости от фрейма текста и целей ученика и учителя  может быть выбран любой жанр текста: беллетристика, поэзия, драматургия, non-fiction, сказки, детективы, фантастика, приключения.
Работа с содержанием текста включает в себя три этапа: до прочтения текста, само прочтение, после прочтения (соответствуют этапам текстовой деятельности).  

Первое – предтекстовая деятельность, с заголовком, попытки предвосхитить содержание текста, выполнение несложного письменного задания.

Название текста: «Черные доски». Солоухин В.А.
Стоп!
Варианты заданий: Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Запишите несколько предположений.

 

 


   Далее, по мере ознакомления читателя с текстом, задачи усложняются. При выборе вопросов следует учитывать типичные задания ОГЭ и ЕГЭ.

Вообще, как известно, во всякой иконе заключены два начала, поэтому и отношение к ней может быть двойственным. С одной стороны, она предмет религиозного обихода, необходимая участница религиозных ритуалов и вообще атрибут религии, с другой стороны, она предмет искусства, произведение живописи и как таковая - историческая, художественная, национальная ценность.

СТОП!

Согласны ли вы с позицией автора? Какое из начал ближе вам лично и почему? В разные периоды истории отношение к иконам менялось, приведите примеры таких изменений.

Смешение этих двух сторон привело к потере огромного количества икон, к потере невозвратной, невосполнимой и тем более горькой. Рассказывают, что в Нижнем Новгороде в самые первые годы революции на железнодорожной станции обнаружили два вагона, нагруженные старыми иконами. Доложили кому-то из областного (или тогда еще губернского) начальства.

– Что? Иконы? Какие могут быть иконы? Зачем? Сжечь!

СТОП!
Укажите исторический период (с точностью до десятилетия) в который могла возникнуть описанная ситуация, причины ее возникновения. К каким последствиям могло привести подобное решение?

 

 


Взгляд его серых глаз исполнен хитрости, жестокости и притворного добродушия. Этого человека называют «его святейшим величеством». Он простужен и кашляет. Подле него стоит другой человек, молодой, большеголовый, уродливый, как обезьяна, я видела его в Антверпене, — это король Филипп. Его величество бранит его за то, что он последнюю ночь провёл вне дома.  Король отвечает его величеству, что он будет повиноваться ему во всём.

СТОП!
Варианты вопросов: Как вы думаете, почему автору важно так подробно описать внешность этих героев? Предположите, какими качествами характера они обладают? Подходят ли эти качества государственному деятелю?
«Теперь, — говорит он Филиппу, — ты увидишь генеральные штаты — епископов, дворян и горожан: всегда молчаливого Вильгельма Оранского, тщеславного Эгмонта, мрачного Горна, отважного, как лев, Бредеродеи всех кавалеров Золотого руна, во главе которых я поставлю тебя. Ты увидишь сотни суетных людей, которые дадут себе отрезать нос, чтобы носить его на золотой цепи на груди — как знак высшей знатности».

СТОП! Варианты вопросов: Какую оценку дает король своим подданным, что это говорит о нем самом?



 

 
При составлении заданий можно опираться на список  вопросов, направляющих ход мышления  по Д. Халпери.[4]  В данном случае будет использован элемент стратегии «взаимовопросов и ответов». Ученик не составляет задание самостоятельно, но выполняет
заранее подготовленное учителем. 

 

При работе с основной частью текста, следует дать возможность учащимся представить информацию в виде граф-схемы,  использовать разные виды таблиц, работу с понятием. Отдельное внимание следует уделить творческим заданиям, стимулирующим познавательную деятельность, способствующим расширению кругозора, преодолению «внутренних барьеров» ученика, вопросов требующих привлечений контекстной информации, выходящих за границы текста.

Работа с каждым отдельным текстом должна строиться из учета прошлого опыта читателя. Скорость обработки и понимания информации зависит от темпов мышления, индивидуальных психологических особенностей.  Прием «чтение с остановками»  помогает структурировать исторический материал, читая и анализируя небольшие отрывки, школьник  получает достаточно времени для формирования связей между новым знанием  и приобретенным. Кроме того присутствует  практическая деятельность, прочитанное сразу же реализуется, виден результат работы.

Изучение исторических источников  требует многоуровневого анализа текста.  О.Ю. Стреловой, Е.Е. Вяземским предлагается использовать для работы с историческими текстами систему типологических вопросовк документам. паспортизация (время, место создания, личность автора), историко-логические (факты и причинно-следственные связи), аксиологические (реконструкция установок, норм, традиций), критические (объяснение причин написания, мотивов автора), системные (итоговый анализ).[5]  

 Не все из них целесообразно совмещать с «чтением с остановками», но включение вопросов второго, третьего и четвертого необходимо использовать для формирования исторического мышления.

Из документа: С. Ф. Платонов. Лекции по русской истории.
Наследовавший императрице Екатерине ее сын Павел Петрович вступил на престол 6 ноября 1796 г., уже 42 лет от роду....  Императрица Екатерина не только не любила своего сына, но даже подозрительно относилась к нему, так как не могла не видеть в нем претендента на власть, перешедшую к ней помимо Павла, от его отца, Петра III.

СТОП!!!
Вспомните, что вы знаете о матери Павла Петровича и об ее отношениях с мужем? Запишите несколько фактов. Как могут повлиять на дальнейшую судьбу государства натянутые отношения матери и сына?

Находясь в стороне от двора и политики, Павел искусственно ограничивал свои интересы семьей, личным хозяйством и командой над теми немногочисленными войсками, которые составляли гарнизон вновь устроенного Павлом городка Гатчины. На государственное управление и на придворную жизнь смотрел он со стороны, как чуждый зритель, и поэтому оценивал факты государственной жизни с полной свободой критики. Несовпадение его личных идеалов с тем, что совершалось на его глазах, вызывало в нем чувство глубокого недовольства ходом дел, осуждение и правящих лиц, и самой системы управления.
СТОП!!!
Найдите в тексте подтверждение тому, что не смотря на хорошее образование, будущий император оказался не вполне готов к роли правителя.

 

 


Реализм был едва ли не важнейшей чертой Ивана Васильевича. Ему никогда не изменяло чувство меры — драгоценнейший дар практического деятеля.

СТОП!!!
Симпатизирует  ли автор текста правителю Русского государства? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Он не проявлял никакого интереса к возникавшей в церковных кругах теории «Москвы — третьего Рима», не обращая внимания на так называемое византийское наследство и тому подобные умозрительные конструкции. Его политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и ее народ.
СТОП!!! *
Приведите два аргумента в опровержение слов автора.

 

 
По мере овладевания навыками смыслового чтения следует включать в тексты для работы со слабочитающими детьми дифференцированные задания,  требующие привлечения дополнительных знаний, контекстной информации.

 

После завершения работы с заданиями, следует провести  с учащимися  беседу о прочитанном, предложить задания на рефлексию.

Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли, помогает структурировать изученный материал, формулировать аргументы в защиту своей точки зрения.  Систематическое использовании приема в работе со слабочитающими  учащимися, помогает сформировать читательскую грамотность, обрести уверенность в себе, улучшить предметные знания.

Результаты исследования качества чтения среди учащихся ЧОУ «СОШ «Личность» подтверждают положительное влияние на качество чтения учащихся и развития у них читательских компетентностей.

В среде читающей молодёжи продолжает существовать деление читателей на группы по основанию мотивации к чтению. Первая группа (10%  среди респондентов 12-16 лет ) - сформировавшиеся читатели, те, чья читательская компетентность начала формироваться уже в дошкольном возрасте.

Вторая группа - читатели по принуждению. Их мотивом чтения является  необходимость выполнять задание, связанное с чтением. Такие послушные, ответственные, сознательные дети  составляют группу потенциальных читателей в юношеском возрасте,  которым необходимо руководство  чтением. Таких оказалось 40% среди респондентов данной возрастной категории.

Третья группа (35 %  в группе с 12 до 16 лет) – читателей от случая к случаю. Если читать становится модно или престижно, то они читают. С такими учащимися   необходимо работать эксперту, поощряя  и  направляя их чтение. Это также потенциальная группа читателей, чаще это девочки и девушки, требующая руководства чтением.  Четвертую группу (15 % среди данных респондентов) составляют  нечитатели - «лентяи». Чаще это мальчики, которые проводят досуг, в основном, за играми,   но, при  определенных обстоятельствах, могут почитать.  Они чаще составляют группу  временных читателей .

Проведёнными исследованиями подтверждёна результативность руководства чтением учащихся в результате реализации проекта «Школа, где процветает грамотность» . Самые многочисленные группы в ученической среде- вторая и третья-интерес к чтению читателей данных групп поддерживается правильно организованным руководством. Именно эти дети составляют группу потенциальных читателей «не по принуждению» в будущем.


Список литературы:

1.                           Абдулаев Э.Н.. О некоторых приемах изучения истории культуры [Электронный ресурс] //Преподавание истории в школе. 2010. N 5.: – Режим доступа: http://pish.ru/blog/archives/category/articles/articles2010

2.                           Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник / Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям, Межрегион. центр библ. сотрудническтва, [Нац. прогр. поддержки развития чтения]; [сост. к.п.н. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова]. - Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2007. - 183 с.

3.                           Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по её реализации: сборник материалов/ Сост.Е.И.Кузьмин, А.В. Паршакова.-М.:Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества,2009.-480 с.

4.                           Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России : сборник научно-практических работ. - Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2007. - 271 с.

5.                           Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы : (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России) : [сборник статей к V юбилейной Всероссийской конференции "Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы", Москва, 18 ноября 2011 г / ред.-сост.: Е.И. Кузьмина, А.В. Паршаков]. - Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 215 с.

6.                           Сметанникова Н.Н. Через чтение в мировое образовательное пространство. М., 2001.

7.                           Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., «Школьная библиотека», 2005 г.

8.                            Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н.. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии – М., 2004. [Электронный ресурс] Российская Государственная Детская Библиотека. – Режим доступа: http://soc.rgdb.ru/images/documents/3_fio_cycle_of_ar.pdf



[1] Абдулаев Э.Н.. О некоторых приемах изучения истории культуры[Электронный ресурс] //Преподавание истории в школе. 2010. N 5. URL: http://pish.ru/blog/archives/category/articles/articles2010 (дата обращения: 07.09.2016)

[2] Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н.. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии –М., 2004. [Электронный ресурс] Российская Государственная Детская Библиотека//URL:http://soc.rgdb.ru/images/documents/3_fio_cycle_of_ar.pdf (дата обращения 08.09.2016)

[3] Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., «Школьная библиотека», 2005 г. – стр. 324

[4] Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., «Школьная библиотека», 2005 г. – стр. 129

 

[5] Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю.  Как преподавать историю в школе? //"История"(Электронный ресурс), 2006 № 21. – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602110


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Стратегии работы с текстом по  Н.Н.Сметанниковой.

1. Стратегия: Рассечение вопроса.

Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

   Тип стратегии: Предтекстовая

   Класс: 5-9 кл.

   Реализация стратегии:

Прочитайте заглавие текста. Разделите его на смысловые группы. На основе анализа предположите, о чем пойдёт речь в тексте?

2. Название стратегии: Чтение с остановками.

Управление процессом осмысления текста во время его чтения.

   Тип стратегии: Текстовая

   Класс: 5-9 кл.

Реализация стратегии:

Учащимся раздается текст, разделенный учителем на небольшие смысловые части. В конце ознакомления с каждой из частей учащимся необходимо выполнить задание. Некоторые задания направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка, третью группу представляют собой творческие задания, возможно включение вопросов, для ответа на умение привлекать контекстную информацию.

3. Название стратегии: G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Представление информации текста в виде пересказа, краткого изложения, аннотации.

Тип стратегии: Компрессии текста

Класс: 5-9 кл.

Реализация стратегии:

Беглое прочтение текста учащимися, выделение смысловых частей, главного в них. Постановка вопросов к смысловым отрывкам. Составление трех вариантов текста.

1.     Название стратегии: Информационная карточка

Информационную карточка с вопросами к содержанию текста.

Тип стратегии: Текстовая

Класс: 5-9 кл.

Реализация стратегии:

Учащимся раздаются карточки, которые они заполняют по мере самостоятельного прочтения параграфа.


Пример:

«Дух предпринимательства преобразует экономику»

Способ организации мануфактур

Отличие от ремесленных мастерских

Сильные стороны новой организации труда

2.      Название стратегии: Тайм-аут

Тип стратегии:  Послетекстовая.

Самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Класс: 5-9 кл.

Реализация стратегии:

Чтение учащимися текста самостоятельно. Далее – работа в парах, постановка вопросов уточняющего характера, ответы на них.

Приложение 2.

Шарль де Костер. «Легенда об Уленшпигеле»

Здесь сидит человек, ему около пятидесяти четырёх лет, седой, лысый, с русой бородкой и сильно выдающимся подбородком. Взгляд его серых глаз исполнен хитрости, жестокости и притворного добродушия. Этого человека называют «его святейшим величеством». Он простужен и кашляет. Подле него стоит другой человек, молодой, большеголовый, уродливый, как обезьяна, я видела его в Антверпене, — это король Филипп. Его величество бранит его за то, что он последнюю ночь провёл вне дома.  Король отвечает его величеству, что он будет повиноваться ему во всём.


СТОП!
Варианты вопросов:

Как вы думаете, почему автору важно так подробно описать внешность этих героев? Предположите, какими качествами характера они обладают? Почему вы так решили? Подходят ли эти качества государственному деятелю? Почему?

Его величество кашляет и выпивает несколько глотков горячего вина.

«Теперь, — говорит он Филиппу, — ты увидишь генеральные штаты — епископов, дворян и горожан: всегда молчаливого Вильгельма Оранского, тщеславного Эгмонта, мрачного Горна, отважного, как лев, Бредеродеи всех кавалеров Золотого руна, во главе которых я поставлю тебя. Ты увидишь сотни суетных людей, которые дадут себе отрезать нос, чтобы носить его на золотой цепи на груди — как знак высшей знатности».

СТОП!

Варианты вопросов:

На основе текста объясните, что такое «генеральные штаты»? Какую оценку дает король своим подданным, что это говорит о нем самом?

Потом он меняет тон и жалобно говорит королю Филиппу:

«Ты знаешь, сын мой, я отрекаюсь в твою пользу, я дам миру величавое зрелище и буду говорить перед толпой, хотя я кашляю и икаю, — это потому, что я слишком много ел всю жизнь, сын мой. Железное у тебя сердце должно быть, если ты после моей речи не прольёшь нескольких слезинок».

Его величество выходит из павильона, садится на маленького мула, за ним идут король Филипп и несколько придворных. Так направляются они к большому зданию — дворцу; здесь в одной из комнат они встречают высокого, стройного мужчину в богатой одежде; это — Оранский.

«Как ты меня находишь, кузен Вильгельм?» — спрашивает его величество.

Но тот не отвечает.

Его величество говорит не то сердито, не то в шутку:

«Что ты, онемел навеки, кузен? Даже тогда, когда надо сказать правду старым мощам? Царствовать мне или отречься? Скажи, Молчаливый».

«Ваше святейшее величество, — говорит высокий, — когда приходит зима, самый могучий дуб стряхивает с себя листья».

СТОП!
Что означает фраза Вильгельма Оранского (Молчаливого)?  Почему он ответил именно так?

Медленно и долго говорит один старик. «Много странствовал я по Испании, по Италии, по Нидерландам, Англии и Африке, и все странствия эти были ко славе господа бога, к мощи нашего оружия, ко благу моих народов».

СТОП!
На основе отрывка охарактеризуйте внешнюю политику Испании.

Потом император шепчет сыну на ухо, чтобы он обратился с благосклонной речью к господам, сидящим на покрытых коврами скамьях.

Филипп, не поднимаясь, обращается к ним и говорит кислым тоном:

«Я знаю французский язык настолько, чтобы понимать его, но не настолько, чтобы говорить на нём. Поэтому выслушайте, что вам скажет вместо меня епископ Аррасский, кардинал Гранвелла».

«Плохая речь, сын мой», — говорит его величество.

СТОП!
Согласны ли вы с утверждением: « Король Филипп относился к своим подданным с пренебрежением, особенно к тем, кто не являлся испанцем»? Почему?

К каким последствиям может привести подобное поведение правителя? Почему отрекшийся король дал негативную оценку «речи» сына? Как бы вы поступили на месте Филиппа?

Император с приближёнными удаляется в домик в парке.

Здесь, оставшись одни, они запираются в зелёном зале, и император, захлебываясь от хохота, обращается к королю Филиппу, который не смеётся:

«Видишь ты, — говорит его величество, смеясь и икая, — как мало надо, чтобы растрогать этих людишек. Какой поток слёз! Вот настоящее зрелище, каким надо потчевать народ. Чем больше мы с них дерём, тем больше они нас любят. В Германии я терпел реформацию, в Нидерландах сурово преследовал её. Если бы немецкие государи остались католиками, я бы сам перешёл в лютеранство, чтобы конфисковать их владения, а они верят в мою преданность римско-католической вере и жалеют, что я покидаю их. Благодаря мне погибло в Нидерландах пятьдесят тысяч человек, — наиболее достойных мужчин и самых прекрасных женщин, всё за ересь. Теперь я покидаю престол, а они хнычут. Не считая конфискаций, я добыл оттуда больше денег, чем могли бы дать Индия или Перу, — а они огорчены, что теряют меня.

Я уничтожил всё, что могло мне помешать; вольности, права, привилегии — всё я подчинил власти моих чиновников, а эти простофили считают себя свободными, потому что им разрешено стрелять из луков и носить в процессиях их цеховые знамёна. Они чувствуют руку властелина: благодушествуют в клетке, воспевают и оплакивают меня.

СТОП!
Изменилось ли ваше мнение о короле?  Кратко опишите его характер, методы  управления? О каких внутригосударственных проблемах говорится в отрывке? Почему было убито так много людей?  Что можно сказать о связи между религией и властью в этот период? Можно ли назвать короля истинно верующим, борящимся за права церкви? Осуждал ли Карл
V еретиков  на самом деле?

Сын мой, будь с ними, как я: милостлив на словах, суров на деле. Непрестанно клянись блюсти все их вольности, права и преимущества. Но, увидев, что они опасны, растопчи их. Не касайся их робкой рукой: тогда они — железные; но они оказываются из стекла, когда ты раздробил их тяжёлым кулаком. Не потому уничтожай еретиков, что они отвергли католическую веру, но потому, что они могут подорвать наше положение в Нидерландах. Те, которые нападают на папу с его тройной короной, легко справятся с государями, которые носят лишь одну корону. Сделай, как я, из свободы совести оскорбление величества, влекущее за собой конфискацию имущества, и всю жизнь, как я, будешь получать наследства. И когда настанет день, когда ты отречёшься или умрёшь, они скажут: «Ах, добрый был государь!» — и заплачут».

СТОП!
К каким последствиям может привести следование сыном заветам отца? В чем король видит наибольшую опасность для власти? Какие слои населения больше всего пострадают от подобной политики? Найдите в тексте предложение в котором дается подтверждение, что главным для Карла
V было сохранение личной власти и подчеркните его.

Его священное величество лежит на кровати и спит, а король Филипп, надменный и горделивый, смотрит на него без любви.

СТОП!

В нескольких предложениях выскажите предположения о дальнейшей судьбе Фландрии. Какие отрывки в тексте могут служить аргументами в пользу вашего мнения?

"Государь всея Руси" - Алексеев Юрий Георгиевич.

Перед нами — суровый прагматик, а не рыцарственный герой. Каковы бы ни были личные переживания и чувства великого князя Ивана Васильевича, он умел их держать при себе, и они навсегда остались тайной для потомков, как, возможно, и для современников. Его послания к дочери в Вильно — не более чем политические инструкции, не несущие никаких эмоций.

СТОП!!!
В Русской истории было два государя Ивана Васильевича, один приходился дедом другому. О каком из них идет речь в этом отрывке? Как вы определили?




Величественная и грозная фигура «господаря» заслоняет образ реального человека с его страстями и слабостями. Он был стратегом, дипломатом, законодателем, но прежде всего строителем нового Русского государства. В этой деятельности, в ее итогах — квинтэссенция его натуры, смысл и оправдание его долгой жизни.

Он был прежде всего «разумный самодержец», как определил его величайший русский поэт. Сын своего времени, беспощадный с врагами, он был чужд изощренной жестокости Людовика XI и религиозного фанатизма Фердинанда Арагонского. Не романтическое вдохновение, а трезвый расчет, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни — возрождении единства и независимости Русской земли.

СТОП!!!
Что означает «возрождении единства и независимости Русской земли» почему государь именно эти аспекты выбирает главными? Укажите даты правления Ивана Васильевича.



 В психологическом облике первого государя всея Руси на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором, стратегической масштабностью мышления и исключительной твердостью и последовательностью в достижении поставленных целей. Он не поражал воображения современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук.


СТОП!!!*
Назовите полные имена прадеда и внука о которых говорится в отрывке. Приведите исторические факты в доказательство  верной оценки автором этих исторических личностей.


 Он не отличался ни традиционным благочестием хрестоматийного князя русского средневековья, ни нарочитым новаторством Петра Великого. Сила ясного ума и твердость характера — вот его главное оружие в борьбе с многочисленными врагами. Его можно назвать неутомимым тружеником, шаг за шагом идущим по избранному пути, преодолевая все преграды.

Реализм был едва ли не важнейшей чертой Ивана Васильевича. Ему никогда не изменяло чувство меры — драгоценнейший дар практического деятеля.

СТОП!!!
Симпатизирует  ли автор текста правителю Русского государства? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Он не проявлял никакого интереса к возникавшей в церковных кругах теории «Москвы — третьего Рима», не обращая внимания на так называемое византийское наследство и тому подобные умозрительные конструкции. Его политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и ее народ.

СТОП!!! *
Приведите два аргумента в опровержение слов автора.

С. Ф. Платонов. Лекции по русской истории.

Наследовавший императрице Екатерине ее сын Павел Петрович вступил на престол 6 ноября 1796 г., уже 42 лет от роду....  Императрица Екатерина не только не любила своего сына, но даже подозрительно относилась к нему, так как не могла не видеть в нем претендента на власть, перешедшую к ней помимо Павла, от его отца, Петра III.

СТОП!!!

Вспомните, что вы знаете о матери Павла Петровича и об ее отношениях с мужем? Запишите несколько фактов. Как могут повлиять на дальнейшую судьбу государства натянутые отношения матери и сына?

Конечно, благодаря этой подозрительности, она держала Павла вдали отдел, не допуская его ни к участию в своем Совете и в администрации, ни к командованию войсками. Отсутствие любви к сыну вызывало в Екатерине небрежность в обращении с ним; такая же небрежность усвоена была и всеми любимцами императрицы. Павел был в открытой опале при дворе и не был гарантирован даже от дерзостей со стороны придворных его матери.

   Понятно, как должно было все это угнетать и раздражать самолюбивого Павла, который, при всей своей вынужденной сдержанности, не мог не понимать, что право на его стороне, что унижения и оскорбления, которым он подвергался, составляют не просто дерзость и невежливость, а преступление. (...)

   Находясь в стороне от двора и политики, Павел искусственно ограничивал свои интересы семьей, личным хозяйством и командой над теми немногочисленными войсками, которые составляли гарнизон вновь устроенного Павлом городка Гатчины. На государственное управление и на придворную жизнь смотрел он со стороны, как чуждый зритель, и поэтому оценивал факты государственной жизни с полной свободой критики. Несовпадение его личных идеалов с тем, что совершалось на его глазах, вызывало в нем чувство глубокого недовольства ходом дел, осуждение и правящих лиц, и самой системы управления. Он рвался к деятельности, а возможности действовать у него не было никакой. Силы ума поневоле растрачивались на мелочи и не обогащались необходимым опытом государственной деятельности.

СТОП!!!

Найдите в тексте подтверждение тому, что не смотря на хорошее образование, будущий император оказался не вполне готов к роли правителя.

   При таких условиях император Павел, вступая во власть, обнаружил явную вражду к порядкам, существовавшим при дворе его матери, и к людям, имевшим влияние на дела при Екатерине. С первых минут его царствования стало ясно, что новый государь будет действовать с помощью новых людей и совершенно в новом направлении. Властные фавориты Екатерины потеряли всякое значение; раньше унижаемый ими Павел теперь высказывал самое высокое представление о существе своей власти....  Желая водворить порядок при дворе и в администрации, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такой строгостью, что оно всем казалось горше старого.

СТОП!!!

Напоминают ли вам действия Павла действия других политических деятелей Русской истории? Назовите их, приведите примеры нововведений, которые можно описать последней строчкой отрывка.

Неподготовленность к делам сказывалась на всем, что делал Павел, и, соединяясь с неровностью его характера, сообщала всем его мерам колорит чего-то случайного, болезненного и капризного. С годами горячность и впечатлительность Павла перешли в тяжелую способность терять самообладание из-за пустяков; любовь к порядку и законности заменялась пристрастием к внешним формам подчинения и благочиния; вспыльчивость обратилась в припадки жестокости. Павел свои случайные настроения переносил в законодательство и политику, и они стали неизбежным материалом для характеристики его как правителя.

   А между тем какую симпатию будит в нас личность Павла в детские годы! Он рос под руководством умного Никиты Ив. Панина. Ни Панин, ни Порошин (один из младших наставников Павла, день за днем отмечавший в своем известном дневнике все поступки маленького Павла), и решительно никто не замечал в мальчике ненормальных психических черт или несимпатичных сторон характера. Наоборот, читая дневник Порошина, мы видим перед собой Павла живым, способным мальчиком, интересующимся серьезными для его возраста вещами.

СТОП!!!

Что могло повлиять на проявление отрицательных черт характера Павла? Почему серьезный, подающий надежды мальчик стал нетерпимым, непредсказуемым правителем?

   Важнейшие факты внутренней деятельности императора Павла не могут быть изложены в виде стройной и правильной системы управления именно потому, что в основе деятельности Павла лежали его личные чувства и взгляды, не всегда постоянные и определенные. Первым правительственным актом большой важности в царствование Павла был акт о престолонаследии, обнародованный при короновании его 5 апреля 1797 г. Порядок наследования определялся «Учреждением об императорской фамилии» очень подробно по праву «естественному». Вместо прежнего, установленного Петром Великим в 1722 г., порядка произвольного назначения наследника престола лицом царствующим, установлялся неизменный порядок перехода престола по прямой нисходящей линии от отца к старшему сыну, «дабы государство не было без наследника, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать». Учреждение императора Павла, как нетрудно заметить, восстановляло и узаконивало старый допетровский обычай перехода власти. Нарушение этого обычая Петром дало горькие плоды в XVIII в. и на самом Павле отразилось тяжелым образом. Под влиянием холодных отношений к матери у него создалась мысль о возможности лишиться своего законного права; мысль эта угнетала Павла задолго до смерти Екатерины...

СТОП!!!

Предположите, почему  первым правительственным актом большой важности стал именно «акт о престолонаследии»? Какие личные обстоятельства жизни императора способствовали появлению этого документа?

Почему нарушение Петром I привело к «горьким последствиям»? Запишите два исторических  события, которые могут служить в подтверждении данной точки зрения автора.

  Менее важны были мероприятия императора Павла в сфере управления и относительно сословий. Недовольный приемами екатерининской администрации и беспорядком в делах... (...) восстановил упраздненные при Екатерине коллегии, изменил административное деление России, уменьшив число губерний , возвратил прежние формы управления окраинам государства, тем областям, которые отошли к России от Швеции и Польши, отменил многое в том местном самоуправлении, на котором была построена при Екатерине местная администрация. Все эти меры императора Павла, нарушая стройность прежней системы, ничего нового, однако, взамен не создавали; они мало приносили пользы, иногда же клонились и ко вреду. Общие формы управления, действовавшие во всем государстве, были распространены Екатериной на недавно приобретенные провинции западные и юго-западные, конечно с целями скорейшего слияния их населения с основным населением государства; реформы Павла испортили это разумное дело. Восстановление коллегий не вдохнуло новой жизни в отжившие учреждения, и преемник Павла, император Александр, заменил коллегии министерствами.

СТОП!!!

Какую оценку дает автор деятельности Павла I в сфере управления государством?

   В отношении сословий политика императора Павла проникнута была тем же духом противоречия политике Екатерины, какой заметен и в его административных мерах. Император не допускал возможности существования в государстве привилегированных лиц, а тем более целых групп, и высказал это в очень резких фразах. «В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю» – так выразился однажды Павел в беседе о русских аристократах.

СТОП!!!

Как вы понимаете фразу Императора?

Ясно, что не только закрепления, но и соблюдения сословных прав, созданных Екатериной, от Павла ожидать было трудно. И действительно, Павел уничтожил некоторые привилегии высших классов (при нем дворяне и горожане снова подпали телесным наказаниям за уголовные преступления); Павел ограничил во многом действие Жалованных грамот 1785 г., стеснил местное самоуправление. Он установил законом 1797 г. высшую норму крестьянского труда в пользу помещиков (три дня барщины в неделю) и таким образом положил первое ограничение помещичьей власти. К тому же ограничению вело и запрещение продавать дворовых людей и крестьян без земли с молотка. Такое направление мер Павла в защиту низшего класса и в ущерб интересам высших классов указывает на начало переворота в правительственной деятельности, который наступил яснее в эпоху императора Александра I и позднее повел к падению крепостного права и исключительных сословных привилегий.

СТОП!!!

К каким последствиям могло привести покушение правителя на дворянские вольности? Почему?

Однако, отмечая противодворянские тенденции Павла, не следует придавать им характера сознательной и планомерной деятельности в пользу простонародья и против крепостничества. Твердо стоя на одном принципе самовластия, Павел, впрочем, не выдерживал своих настроений и, как во всем, далек был от строгой последовательности и в сословной политике. При нем в Новороссии был воспрещен существовавший там свободный переход крестьян, а в центральных местах масса казенных населенных земель была пожалована в частное владение, и тем самым крестьяне государственные обращались в частновладельческих, т. е. крепостных. В 4 года царствования Павел раздал более полумиллиона крестьян, тогда как Екатерина за 36 лет своего царствования раздала их 800 000 (обоего пола).

СТОП!!!

Составьте сравнительную таблицу «Сходства и различия политики Павла I  Екатерины II в отношении крестьянства».

 
Солоухин. ЧЕРНЫЕ ДОСКИ

СТОП!!!
Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Запишите несколько предположений.



Я учился в техникуме, служил в солдатах, был студентом Литературного института, ездил в командировки от «Огонька», писал стихи о любви и о природе, а также очерки о киргизских овцеводах, о рязанской пасечнице, о проблеме поливных земель на Дону, о ненцах в малоземельской тундре. Я читал книги, ловил рыбу, собирал грибы, пил вино, целовался с женщинами, ходил на стадион смотреть футбольные матчи, играл с друзьями в шахматы, бывал в театрах, в кино, посещал Третьяковскую галерею, ходил на очередные выставки живописи, собирал вот даже птичьи яйца, водил аквариум, и мне казалось, что мои интересы довольно широки и разносторонни.

СТОП!!!
Как можно охарактеризовать главного героя? Как Вы думаете, какое его основное занятие?



Ты можешь изучать морских звезд, речных моллюсков, уральские минералы, свойства редких металлов, ты можешь быть инженером, партийным работником, химиком, комбайнером, футболистом, писателем, электриком, ракетчиком, генералом, учителем, но если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве», что такое Достоевский, что такое поле Куликово, Покров на Нерли, Третьяковская галерея, рублевская «Троица», Владимирская Божья Матерь.
   Увы, я говорю правду: в день моего прихода в мастерскую известного московского художника я о морских звездах имел более четкое представление (попадались под ноги на берегу Карского моря), нежели о иконах.

СТОП!!!
Какая основная мысль отрывка? Согласны ли Вы с мыслью автора, о необходимости определенных знаний для русского человека?  Объясните вашу точку зрения.


– Скажите, а эти черные зияющие дырки по краям доски, они от гвоздей?
   – Видите ли, икона, когда мы ее нашли, загораживала дверь на колокольню.
   – То есть как?
   – Очень просто. Дверь. Чтобы в нее никто не входил, нужно приколотить поперечную доску. Только не надо возмущаться. Икона потому и осталась цела, что была употреблена в дело. Очевидно, ее приколотили к двери, когда церковь закрылась. В начале тридцатых годов.
   – А где остальные иконы? Вероятно, они были не хуже этой?
   – Мы не знаем. Церковь теперь пуста. Вот одна-единственная икона, которой была заколочена дверь на колокольню. Да что вы так удивились?


СТОП!!!
Как вы думаете, почему икона использовались в качестве двери? Что могло произойти  с другими иконами из этой церкви?


На столе лежала совершенно черная, непроницаемая, ничего не выражающая доска. Местами чернота шелушилась мелким белесым шелушением. В одном месте от доски отсыпался как бы слой штукатурки. Там, где были гвоздики, прикреплявшие медный оклад, оказались теперь белые выкрошившиеся дырочки. Часть медных гвоздиков уцелела. Один гвоздик задержал около себя лоскуток медного оклада величиной с копейку. Края лоскутка были рваные, загибались кверху.
   К этому времени сам художник подошел к иконе, чтобы принять участие в том, что должно было происходить дальше.
   Хозяйка оторвала кусочек ваты, окунула его в подсолнечное масло, налитое в розеточку, и начала намасливать черную доску. Сквозь непроглядную черноту начали проступать контуры изображения. Было это похоже на то, как если бы грязное, глухое, шелушащееся кровельное железо на глазах превращалось в черное же, но все-таки стекло, сквозь которое, как бы черно оно ни было, можно что-нибудь разглядеть. Одно это было удивительно для меня.
   – Неужели столько грязи накопилось веками? – спросил я, искренне думая, что за несколько веков могло накопиться столько грязи.
   – Это не грязь, а олифа.
   – В таком случае для чего замазали олифой икону?
   – Олифой ее покрыли, чтобы предохранить краски от влаги, от царапин и вообще от времени. Кроме того, покрытая олифой икона сияет и светится. Олифой в старину пользовались вместо лака. Но у нее есть одно коварное свойство. Через каждые восемьдесят – сто лет олифа чернеет, и, вместо того чтобы делать живопись иконы более яркой, сияющей, загораживает ее, как черная занавеска. Сейчас мы в этой занавеске прорежем маленькое окошко.


СТОП!!!
Что такое олифа? Зачем ее использовали? Что хозяйка делала с иконой и зачем?





Когда икону протерли маслом, то сквозь черноту мы разглядели, что на иконе в рост изображен святой. В одной руке, на уровне своего плеча, он держит не то город, не то монастырь, во всяком случае какие-то архитектурные построечки, а в другой руке, на таком же уровне, короткий и кривоватый меч.
   – Это «Никола Можайский», – пояснили мне обладатели иконы. – Прекрасный сюжет. В одной руке Никола держит русский город, а другой рукой, с мечом, как бы охраняет его от разрушителей и вообще от любых посягательств. В народе очень любили эту икону. Еще ее называют «Никола с мечом и градом».
   Теперь, как я понял, художники-хирурги выбирали на иконе место, куда положить тряпочку, намоченную в едучей жидкости. На лик, как я понял, побоялись, – слишком ответственное место, на город – тоже не стали рисковать и решили «скромненько» – на одежду.

СТОП!!!
Почему автор называет своих друзей «художники-хирурги»?




Я стал расспрашивать, и, хотя вопросы мои были очень наивны, мне отвечали с охотой, разъясняли, словно маленькому. Так я узнал, что когда писали икону, то на доску сначала наклеивали грубую холстину, называемую паволокой. Поверх паволоки накладывали левкас, получаемый из алебастра с клеем. Этот левкас, когда застынет и когда его отшлифуют, делается похожим на прочную глянцевую слоновую кость. Но все же и самый хороший левкас в течение веков покрывается мелкими трещинками. Трещинки называют крокелюрами. Они не портят старинной иконы, напротив, придают ей особое обаяние. Икона с крокелюрами так и дышит древностью.
   По белому глянцевому левкасу писали красками. Краски в старину были натуральные, растирали их на яйце. Киноварь так киноварь, охра так охра. Охру особенно любили в старину, ею писали лики, поля иконы и часто – фон. На очень древних и очень ценных иконах на фон положено чистое золото.

СТОП!!!
Почему трещинки не портят для автора внешнего вида иконы? А светские сюжеты могли бы быть испорчены кракелюрами? Выпишите в тетради новые для вас термины, постарайтесь самостоятельно сформулировать их значение.



 - Тому, кто догадался, кто расчистил самую первую икону, полагался бы памятник, но мы не знаем, кто это был, и теперь, конечно, никогда не узнаем.
   Открытие потрясло, как говорится, передовые умы. Многие начали собирать иконы и реставрировать их, освобождая из-под наслоений подлинную красоту. Появились специалисты-реставраторы.
   – Вы не считаете себя специалистом?
   – Если сравнивать с хирургией, то мое умение на уровне выдергивания зуба, ампутации пальца или, в крайнем случае, вырезания аппендикса. А нужна тончайшая нейрохирургия, когда через ноздрю вырезают опухоль в затылочной части мозга. Тогда же появились и первые крупные коллекции русских икон у Остроухова, у Лихачева, у миллионера Рябушинского, у Виктора Михайловича Васнецова.
   – Где теперь все эти коллекции?
   – Ушли в музеи – в Третьяковку, в Русский музей, в Эрмитаж.
   – И теперь не существует больше частных коллекций, ну хотя бы подобных вашей?

 – Что у меня за коллекция? Несколько икон, из которых две-три заслуживают настоящего внимания. Но вообще-то частные коллекции есть. Нужно сказать, что коллекционировать иконы несколько хлопотнее и дороже, чем собирать спичечные коробки или этикетки от винных бутылок. Купить хорошую икону совсем не просто, хотя и можно. Ходят они от одного коллекционера к другому. Дешевле было бы найти икону самому у старушки на чердаке или в разрушенной старой церкви. Но дело в том, что такую найденную икону нужно реставрировать. Реставрация стоит те же деньги, как если бы купить готовую икону, которую можно сразу вешать на стену… Однако пора, посмотрим, что у нас там, под гирькой.


СТОП!!!
Предположите, как этот разговор повлиял на дальнейшую судьбу главного героя?




 Признаться, если первый раз, когда мы убирали олифу, я предполагал, что под олифой что-нибудь да окажется, хотя и не думал, что это будет так удивительно и эффектно, то теперь я не ждал ничего. Не верилось мне, что под живописью окажется еще одна живопись. Казалось это выдумкой, предположением, которому не суждено осуществиться. Ну какая там еще может быть живопись, когда вот она, одежда, вот они, складки, все зримо, реально, выразительно. Зачем же и откуда возьмется нечто другое, притом будто бы лучше этого?
   Все повторилось сначала: гирьку отставили в сторону, стеклянную пластинку приподняли за угол и отлепили, тряпочку отодрали от краски. Краска, как и олифа в первом случае, тоже вспухла и разрыхлилась от действия химической жидкости. Первое же, очень наклонное и продолговатое движение скальпеля подрезало ее и сняло тончайшей стружкой.
   
СТОП!!!
Что именно делали с иконой художник и его жена? Зачем?



Моему собирательству сейчас, когда я заканчиваю эти «Записки», пошел седьмой год. Состав собрания у меня самый первый, и боюсь, что мне трудно будет пойти по стопам пусть и мудрого, пусть и опытного Павла Дмитриевича. Как я смогу расстаться с иконой, хотя бы и средней, если она для меня не просто ее качество, ее выразительность, но и дождь, под которым промок, пока пробирался по проселку, и бригадир, с которым разговаривал, и старуха, у которой выпрашивал, а главное – радость, когда вез находку и привез домой.
   Мне очень понятны рассуждения на этот счет давнего московского собирателя А. П. Бахрушина, написавшего любопытную книгу под названием «Кто что собирает». Этими рассуждениями его я закончу, пожалуй, свои «Записки»:
   «Он собрал огромную и действительно хорошую библиотеку; помещена же она у него… в деревянной старой даче, так что очень рискует погибнуть от огня, к тому же не застрахована. Я сам не страхую ни книг, ни собрания. Я смотрю на это так: раз человек собирает что-либо, влагает в свое собрание душу свою, то сохрани Бог, если все это погибнет от огня, – никакие деньги, полученные от страховки, не пополнят того, что занимало сердце человека, – не пополнит его осиротевшую душу, не воротит его собрания! И начни человек собирать те же книги, ту же бронзу, картины, монеты и т.д. – он того же не соберет, и будет у него собрание, пожалуй, со временем и не хуже первого, но первого, на котором он учился, на которое тратил лучшие годы своей жизни, с которым связано столько воспоминаний (потому что всякая книга и вещь имеет свою историю, и, как бы ни велико было собрание, истинный любитель помнит, с удовольствием вспоминает обстоятельства покупки той или иной вещи и редкой книги), – того собрания уже не будет и никакими деньгами его не воротишь».


СТОП!!!
Какое дело выбрал для себя главный герой? Почему у него особое отношение к иконам? Как Вы понимаете слова  А.П. Бахрушина? Согласны ли с ними? Почему?  Могут ли иконы быть предметом коллекционирования или их место в храмах? Объясните свою точку зрения.

Просмотров: 607
Комментариев: 0
Маламахова  Полина

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

В последние несколько лет приоритетным становится развитие  у учащихся навыков извлечения  информации из различных типов источников, эффективного применения ее на практике. Неумение правильно воспринять информацию, выделить главное, выполнить задания связанные с текстом ведет к снижению результатов при выполнении проверочных и контрольных работ.

Изучение истории предполагает постоянную работу с большим объемом фактов, дат, осознание взаимосвязи между событиями, умение критически подходить к источникам, соотносить явления прошлого с современными событиями.  У многих учащихся возникают сложности с восстановлением исторической картины событий.

На первый план выходят задачи: помочь обучающемуся освоить предмет в нужном объеме, стать активным участником процесса приобретения информации, способствовать развитию функциональной грамотности. Одним из путей решения  является  яркое, запоминающееся изложение исторического материала, работа с ассоциативным мышлением, организация активной познавательной деятельности. Современные школьники нацелены на практический результат, им важно понимать, зачем они выполняют ту или иную деятельность. Из любого школьного курса учащимся в первую очередь важно найти важную лично для себя информацию, ту, которая поможет ориентироваться в окружающем мире.

В книге «Обучение как приключение» [1] автор Дэйв Берджесс, американский учитель истории, рассказывает о том, как не потерять ученика и не потерять себя во время процесса обучения. Одним из важнейших элементов его подхода являются т.н. «крючки», способы удержать внимание и интерес обучающегося. Одним из них является любовь к технике.

Необходимо не только заинтересовать школьника, но сохранить его внимание на протяжении всего изучения темы. Учитывая развитие в современном мире компьютерных и мультимедийных технологий, необходимым является  более масштабное использование  элементов смешанного обучения при подготовке уроков. Это позволяет отойти от фронтальной формы работы, связать иллюстративные и аудиоматериалы непосредственно с  упражнением. Такой подход эффективен при изучении исторических  источников. Текст перестает быть «задачей», он становится одним из ее элементов, что снижает тревогу у слабочитающих учеников. Применение современных технологий дает возможность проработать в рамках одной темы научные статьи, отрывки из литературных произведений, данные статистики.

Активное использование мобильных приложений, материалов различных интернет-проектов повышает эффективность при работе в формате «перевернутого класса», повторении, закреплении материала, подготовки к экзаменам. В требованиях  ФГОС большое внимание уделяется развитию личностных результатов. Ответственность за это ложится на учителя, который помогает ученикам сформулировать собственное мнение относительно деятельности той  или иной  исторической личности, событий мировых войн, проблем современного мира. ИКТ технологии служат связующим звеном между современными школьниками, ориентированными на события «здесь и сейчас» и событиями далекого прошлого.

Примером могут служить курсы журнала «Арзамас»: «Россия XVIII век», «Россия и Америка история отношений», «Россия глазами иностранцев», «Революция 1917», «Русское искусство XX века» и других.  Проекты «Как понять Россию» и «История XVIII в.» помимо статей, написанных специалистами высокого уровня, видеолекций, включают в себя задания направленные на развитие УУД. Обучающая игра «Как спорить об истории» развивает у учащихся способности к анализу информации, подготавливает к выполнению задания двадцать четыре ЕГЭ. Учащимся предлагают опровергнуть утверждение, выбрав наиболее подходящий контраргумент. Каждый вариант ответа сопровождается небольшим текстом. Учитель выполняет роль куратора, объясняет правила, помогает разобрать ошибки. Материал снабжен методическими комментариями.  На работу с источниками направлена игра «Как понять реформы Петра I». Школьникам представлены отрывки из разных документов XVIII в, каждый из которых они должны соотнести с одной из трех категорий: «выслуга и годность», «упорядочение социальной структуры», «регламентация повседневной жизни». При неверном ответе, дается объяснение и подсказка. Также у игрока есть возможность получить пересказ документа более современным языком, однако за использование этой функции будут сниматься баллы.

Учащиеся с интересом выполняют подобные  задания, неоднократно возвращаются к началу, стараясь исправить ошибки, получить лучший результат. Игровые элементы помогают успешно выполнить тестовые задания по таким объемным темам как «Французская революция». Среди  семиклассников выполнявших задания в проекте «Арзамас» выше уровень владения информацией по сравнению с предыдущими годами.

Приложение для смартфонов «История России: Игра» полностью оправдывает свое название: четыре исторических периода, в каждом четыре раздела. Чтобы получить информацию в полном объеме, нужно пройти небольшой тест. Плюсами приложения являются  небольшой объем статей, наличие качественных видеоматериалов, материал выходящий за рамки учебника. Приложение фиксирует количество попыток прохождения. По материалам статей  можно организовать работу по составлению кластера, концептуальных таблиц, использовать для написания исторического сочинения.

Учащиеся, использовавшие это приложение, лучше ориентируются в хронологии, показывают более высокие результаты во время итоговых повторений, способны выполнить задания связанные с соотнесением событий и дат, даже после летних каникул.

Другим направлением может служить использование компьютерных программ для создания собственных учебных материалов. Возможна реализация модели смешанного обучения по принципу «ротация станций». Эта модель соответствует запросам ФГОС, так как позволяет сфокусировать внимание на метапредметных результатах  и  оставляет время для рефлексии.

Широкие возможности предоставляет использование платформы «Triventy». Зарегистрировавшись на сайте учитель может самостоятельно создавать тесты, которые будут пройдены классом  непосредственно на уроке. Предоставляется возможность формировать задания, позволяющие отработать навыки необходимые для сдачи экзаменов. Кроме того вырабатываются необходимые в современном мире навыки тайм-менеджмента, ответ нужно дать за определенное время. Возможно привлечение самих учащихся к созданию викторин. Такие приложения, как  «Triventy», «Kahoot» и др. позволяют  работать с педагогически неадаптированными источниками. В первую очередь с художественной литературой.

Учитывая увлечение учащихся компьютерными играми, возможно использование «геймификации» - использования игровых механизмов, принципов и инструментов для решения различных задач. Многочисленные инструменты для электронного обучения предоставляют продукты разработчиков ispring. iSpring Suite 8 связан с  PowerPoint, что облегчает работу с платформой. Обычная презентация превращается  в настоящий обучающий курс. Существует возможность создания игровых диалогов, учащимся такая система может быть знакома по японским визуальным новеллам, где при выборе одного из вариантов ответа, появляются различные варианты концовки.

Сочетание стратегий смыслового чтения и современных технологий позволит не только «оживить» исторический период для всех учеников класса, но и организовать работу с материалом разного уровня по одной тематике, ориентируясь на индивидуальные особенности ученика. Это может быть работа с «бумажным» текстом   и применение послетекстовых стратегий смыслового чтения «отношение между вопросом и ответом», «тайм-аут». Применение мультимедийных технологий в стратегии «Соревнуемся с писателями», поможет решить технические вопросы (учителю не требуется дополнительно  демонстрировать иллюстративный материал классу).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данный момент существует насущная необходимость реформирования традиционного подхода в работе с историческими источниками, историческими текстами в урочной и внеурочной деятельности. Современные технологии предоставляют множество возможностей, которые помогут любому ученику  освоить даже самый сложный материал, сформировать задания для школьников находящихся на лечении, испытывающих трудности с восприятием информации.

Список использованной литературы

1.                             Берджес Д. Обучение как приключение : как сделать уроки интересными и увлекательными / Дэйв Берджес; пер. с англ.: [В. Черников]. - Москва: Альпина Паблишер, 2015. - 237 с.

2.                             Громова Т.В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения [Текст]: монография / Т.В. Громова. – (Самара, СГАУ): Изд-во «Глагол», 2007. - 268 с.

3.                             Кузьмина Т.В. Учебное пособие по курсу «СТУДЕНТ В СРЕДЕ E-LEARNING» — М.:МЭСИ,2008 г.-62 с.

4.                             Петренко О.Л., Клименко Г.М. Повышение педагогического мастерства учителя при использовании педагогических технологий / О. Л. Петренко, Г. М. Клименко,// сб. «Педагогические отношения в инновационном развитии современной России: ориентиры и перспективы» – Волгоград, 2010. – С.200-208.

5.                             Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова; [Федер. целевая прогр. "Культура России" (подпрогр. "Поддержка полиграфии и книгоизд. России")]. – М.: Школьная библиотека, 2005. - 509 с.

6.                             Ступин, А.А. Электронное обучение (E-Learning) – проблемы и перспективы исследований / А.А. Ступин, Е.Е. Ступин // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 1. – С.38–49.

Просмотров: 616
Комментариев: 0