Новицкая  Ирина

Развитие смыслового чтения на уроках в аспекте системно-деятельностного подхода.

 Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Результатом обучения в начальной школе становится портрет выпускника, в котором мы видим предметные, метапредметные и личностные результаты.

Особое внимание в ООПНОО уделяется работе по развитию смыслового чтения.

Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни, пользоваться разными видами чтения в соответствии с целью, уметь искать и выбирать необходимые источники, самостоятельно оцениватьтекст.

В данной статье обобщен опыт работы по развитию функциональной грамотности смыслового чтения.

Организуя работу учащихся с текстом, мы часто встречаемся с капканами на читательских тропинках. Это -

-непонимание значения слов

- негибкий прогноз

- леность воображения

-трудность текста

- неумение пользоваться таблицами, схемами, иллюстрациями в не сплошном тексте.

- Не владение стратегиями чтения ( в зависимости от чтения, типа текста, от этапа читательской деятельности.

Поэтому очень важно организовать работу с текстом с использованием стратегий чтения.

Стратегия чтения - план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «читатель – текст» (диалог с текстом)*.

Они подразделяются на :

-предтекстовые, ориентирующие, готовящие чтеца к встрече с текстом;

-текстовые, управляющие чтением;

-послетекстовые стратегии, включающие полученную информацию в систему понятий, знаний, умений

* - Сметанникова Н.Н.

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н.Н.Сметанникова.-

М: Баласс,2011 – 128с.,с.5.

На этапе предчтения, или вызова,активно на уроках литературного чтения используется такойрезультативный метод, как «Паутинка ассоциаций» или « Алфавит за круглым столом» способствующие активному привлечению внимания учащихся к обсуждаемой теме.В начале урока учащимся предлагается слово, которое тесно соотносится с темой урока. Они называют свои ассоциации к нему или работают с картой алфавита.

Эти методы активизируют деятельность учащихся на уроке, подготавливают их к дальнейшей работе.

На этапе предтекстовой деятельностирезультативным являютсяприемы «Отсроченная отгадка», метод ключевых слов и метод прогноза, которые готовят учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Целью данных приемовявляется нацелить на содержательную часть, заинтересовать, обозначить образы, создать определенное мотивационное поле.

Продуктивно используется на этапе предвосхищения прием «Ориентиры предвосхищения», который способствует мотивации прочитать текст или книгу.Например: детям дается задание прочитать предложения, содержащие суждения о книге. Отметить те, с которыми они согласны. Затем прочитать книгу и отметить те суждения, которые совпадают с позицией автора. Предлагается ответить на вопрос – изменилась ли точка зрения после чтения.

Стратегия « Чтение с предвосхищением». Виды антиципаций, применяемые в начальной школе:

-по обложке;

-по автору;

-по иллюстрации;

-по заголовку;

С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,— о чем тот должен сказать вслед за этим.

На этапе работы с текстом зарекомендовала себя стратегия «Кольца Венна». Она прекрасно подходит для наглядного сравнения двух явлений. Работая с данной стратегией,ребята обобщают и систематизируют имеющуюся информацию, дифференцируют понятия.В пересечение колец мы записываем общее. А в кольца по пунктам записываем различия.

На этапе текстовой деятельности используется стратегия « чтение в кружок».Дети поочередно читают часть текста (чаще это абзац),а все внимательно слушают. Затем каждый слушающий ребенок по очереди задает вопрос по прочитанному тому, кто читал. Читающий быстро и кратко отвечает. Как правило, используются вопросы поверхностные (те, которые содержат ответ в самом тексте). Итакже используется стратегия - « чтение с остановками». В процессе чтения учитель предлагает остановиться исделать предположение к последующей части текста или конкретизацию к прочитанному с помощью вопросов. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Одним из методов развития смыслового чтения является проведение уроковс элементами или в форме французской мастерской. Основная цель данной технологии «Французская мастерская» - это запустить целостный процесс творчества, движение к познанию. Мастерская выводит детей к новым созданиям и рубежам. Слово учителя – служит пусковым механизмом мысли, образов, эмоций ученика, его богатой внутренней жизни. Задача мастерской – это сохранение эмоции от прочитанного или увиденного на протяжении всего урока.

На этапе осмысления зарекомендовала такая стратегия, как таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов. Это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания. «Тонкие вопросы» - это те, на которые можно дать однозначный ответ. А «толстые вопросы» - это те, на которые ответить столь определенно не возможно. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. В начальной школе применение данной стратегии особенно актуально потому, что ребятам нужно учиться правильно задавать вопросы по смыслу текста. Сначала ребята учатся задавать тонкие вопросы, начинающиеся со слов «кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них, опираясь на текст. А затем, в более старшем возрасте, ребята составляют и задают друг другу толстые вопросы, которые начинаются со слов: «почему?», «а что было бы, если….?», «почему вы считаете, что….?», «сравните…». Эти вопросы является проблемными и часто не имеют однозначного ответа, но зато учат рассуждать и обосновывать свое мнение, что немаловажно. Данная стратегия позволяет формировать умениеправильно формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

Работу с текстом можно организовывать и в группах. Потому в основной части урока при работе с текстом активно используется метод «Зигзаг», позволяющий организовывать работу в группах по принципу взаимообучения.

Текст разбивается на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) должно быть 5 человек.

§Сбор учащихся в « рабочие » группыпо цвету карточек. (Для более детального изучения). Задача - обсудить свои ответы,прийти к общему мнению и подчеркнуть главные предложения, для подробного ответа на вопрос в «рабочей»группе и подумать, как можно представить его.

§Возвращение в изначальные по составу группы - представление ответа на свой вопрос.

Происходит мобильный обмен информацией всех участников, учащиеся таким образом мобильно знакомятся с текстом.

В концепредлагается выполнить групповое творческое задание - написатьэссе на тему, нарисовать в своих тетрадках своё отношение и идею текста (метод эмоционального погружения -элемент технологии «Французская мастерская»).

На этапе рефлексии использую методику незаконченных предложений и самый популярный прием - написание синквейна (помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему), которые являются логически верным завершением урока. Например :

Таким образом, ученики выявляют возникшие сложности, пути решения, оценивают свою деятельность на уроке.

Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения.

Наша задача- капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.

Ведь каждая капля усилий рождает море возможностей.

Список литературы:

1.Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

2.И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие.- Спб.: КАРО, 2009.-144с.- серия « Уроки для педагогов».

3.Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Просмотров: 537
Комментариев: 0
Новицкая  Ирина

Урок литературного чтения

 Тема урока: «Девушка—чайка» (крымская легенда)

Цель: познакомить учащихся с новым жанром легендой; работать над формированием правильного типа читательской деятельности; развивать критическое мышление учащихся, речь; продолжить работу по обогащению словаря учащихся; воспитывать интерес к чтению; продолжить работу в группах; формировать умение проводить рефлексию.

Оборудование:мультимедийная презентация, интерактивная доска, листы c текстами легенды для каждого ученика, рабочая тетрадь для каждого, опорные слова.

Ход урока:

Орг.момент.

Постановка темы урока. Стадия вызова.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова великого римского философа и драматурга Луция Анней Сенека:

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

- Как вы понимаете эти слова?

- Хорошо.

Ребята, наш уроквнеклассного чтения проходит в рамках проектной недели, посвященной неделе Чёрного моря. И сегодня мы познакомимся с одной старинной легендой. И наша легенда будет связана с птицей, которая реет над морем и похожа на белые платочки, которыми машут при прощании или встрече в знак приветствия.

- Что это за птица?

Упражнение «Ассоциации»:

- Запишите возникшие ассоциации к слову- чайка.

  • ( Каждый ученик в своей тетрадке записывает слова, которыеассоциируются у них со словом «чайка» )
  • А затем обсуждают в паре, какую ассоциацию можно представить, т.е. написать и прикрепить на доске вокруг слова « чайка». Условие : слова не должны повторяться)

- Какие приметы или поговорки вы знаете о чайках.

4.Первичное восприятие и осознание нового материала.

А) Совместное обсуждение и разгадывание загадок .

-Молодцы! Ребята, я вам сказала, что мы будем знакомиться с легендой, но не сказала название.

- Это сделаю чуть позже, асначала мы с вамиотгадаем опорные слова для того , чтобы предположить сюжет

_ - Кто ловил неводом рыбу в сказке А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбка» (старик)

-Как называется место, куда попал Робинзон Крузо? (остров)

-Лицо женского пола, достигшее половой зрелости, но не состоящее в браке. ( девушка)

- Синоним к слову СЕКРЕТ (тайна)

-Назвать одним словом: Черное, Белое, Красное (море)

- Разгадать ребус (казаки)

- Молодцы! Пришло время узнать, как же называется наша легенда.

- Может, кто – нибудь догадался?

- наша легенда называется « Девушка-чайка»

  • Б) Прогнозирование сюжета.
  • - Зная теперьназвание и опорные слова, предположите, о чём это произведение?
  • - А сейчас я даю вам три минутки, чтобы вы обсудили в парах и предположили, используя опорные слова, сюжет этой легенды.
  • ( Презентация сюжетов.)
  • Ваши догадки очень интересны. А как же было на самом деле? Хотите узнать?

Работа с текстом легенды. Стадия осмысления.

Знакомство с легендой (чтение с остановками)

- Тогда слушайте …

а) читает учитель 1 часть, звучит музыка (шум моря):

На море на Черном есть остров суровый, немой нелюдимый – красные скалы на буйном зеленом раздолье. Не видно на острове беленьких хаток, кудрявые листья его не покрыли. Одна только тропка зеленая вьется: весенний ручей промыл красную глину, оброс зеленой травою. А дальше – все мертво и глухо.

Но нет, не все: вон там на утесе над морем, где вечно бушует седой прибой, на самой вершине горит по ночам огонек. А днем над утесом чайки печальные вьются, кричат над бушующим морем.

Это что за утес? Почему там огонь? И за что чайки любят утес тот суровый?

-Какие впечатления у вас от начала легенды?

- Попробуйте ответить на вопросы этой части.

-Интересно узнать, что было дальше? Давайте читать вместе.

-

б) чтение 2 части, чтение в кружок :

Давно говорят, на остров тот дикий приплыл человек неизвестно откуда. Вынес на берег ребенка и вещи и стал себе жить—поживать.

Как жил, чем питался – сначала об этом никто не ведал. Со временем люди узнали, какое доброе сердце у этого человека. Он каждую ночь огромный разжигал костер, чтоб его видно было далеко, чтоб корабли, которые плыли по волнам зеленым, могли безопасно пройти мимо камней суровых да отмелей скрытых, коварных! А если корабль разбивался о скалы, тогда человек в своем старом челне отважно бросался на помощь несчастным.

И благодарные люди отдать ему готовы были сокровища, деньги и все, что везли на своих кораблях. Но не брал ничего чужеземец, лишь только еды немного, да дров, да смолы для костра.

И вскоре все узнали о старике этом странном и дочери его любимой, которую, словно русалку, волны морские качали, ласкали и жалели.

Выросла дочь старика, и стала на диво красива: бела словно пена морская, глаза голубые, словно море сияли, а зубы, как жемчуг, сверкали из-под алых губ.

Ученики задают вопросы читающему ученику.

-Как вы думаете, мы угадали смысл легенды?

-Что может произойти дальше?

в) чтение про себя :

-Прочитайте следующую часть и подчеркните карандашомключевые слова, в которых заключена сила благодарности девушке.

Однажды после купания девушка сладко уснула на теплом песочке (море в то время молчало-дремало). И слышит сквозь сон она шепот. То рядом за камнем втроем собрались: птица-бабич, свинка морская, да рыбка—чешуйка золотая.

Вот рыбка и молвит:

-- Достану со дна я ей жемчуг, кораллы и яркие самоцветы за то, что спасла меня. Лежала, несчастная, я на берегу—сердитые волны забросили очень далеко. Жгло меня солнце, сушило, а хищная чайка в небе кружилась, и с ней моя смерть приближалась. А добрая девушка эта взяла меня, ласково мне улыбнулась и в море легко опустила. Я вновь ожила…

-- А я хорошо научу ее плавать, нырять, танцевать веселые танцы, чудесные сказки я ей расскажу, -- молвила свинка морская, -- за то, что она меня кормит, делится честно едою со мной. Погибла бы я без неё…

-- А я, -- отозвалась задумчиво птица—бабич, -- а я ей поведаю новость, которой никто здесь не знает. Была я за морем, слыхала: прибудут сюда корабли. На тех кораблях дивные люди с чубами (их зовут казаками). Они никого не боятся, и даже древнему морю подарки не дарят, как другие купцы—мореплаватели, лишь вёслами бьют его, не уважают. И море разгневалось на казаков, и злая судьба их всех потопить присудила, сокровища камням отдать, да нам, морским слугам. Большой этой тайны никто не знает. А ей, милосердной, должна рассказать я за то, что меня она тоже спасла. Какой—то злодей перебил мои крылья стрелою, и я умирала на волнах зеленых. А милая девушка эта меня изловила, кровь зашептала, целебных трав приложила, кормила, поила, за мною смотрела, пока не срослись мои крылья. За это раскрою ей тайну большую…

-- Молчи! – зашумели, проснувшись, сердитые волны. – Молчи, не твое это дело! Не смеет никто знать о воле великого моря, не смеет никто противиться грозному!

Набросились волны на камни, сердито кричат между ними. Испуганно свинка и рыбка нырнули на дно, а птица в небо взлетела.

Но поздно проснулись волны: услышала девушка тайну, на ноги быстро вскочила и громко позвала:

-- Вернись, птица-бабич, вернись! Расскажи о тайне подробней! Не нужно ни жемчуга мне, ни кораллов, ни танцев веселых, ни сказок чудесных. А лучше скажи мне, откуда высматривать казаков, как от беды их спасти?

А волны бушуют, а волны ревут:

-- Молчи! Не расспрашивай глупый ребенок. Смирись! Не перечь лучше морю: море ведь сильно накажет.

А девушка думает «Ладно, бушуйте, зеленые волны, чернейте от злости, беситесь. Я вам не отдам на съедение людей тех отважных. Я выручу казаков тех. Отцу не скажу я ни слова. Ведь старенький он, и бороться ему не под силу, а большое ненастье, я вижу будет».

-Как хотели отблагодарить девушку за её доброту.

-Почему птица решила поведать тайну девушке?

-Почему море мешало раскрыть тайну?

-Закончите легенду по—своему. (Работа в парах)

-

д) чтение учителем концовки легенды:

И день догорел, солнце в море спустилось, наступила тишина. Дочь попрощалась с отцом, в пещере легла. А только отец стал костер разжигать, она поднялась, прыгнула в лодку, приготовила все – ждет бури!

Море спокойно пока. Но вдали слышен гул: то туча идет, глазами сверкает, крыльями черными машет на яркие звезды. И гаснут звезды от страха. Вот ветер налетел, засвистел, стараясь костер потушить. Но дед догадался, подбросил смолы, и костер запылал сильнее. И ветер отпрянул назад, и вновь тишина наступила…

И снова, но ближе, загрохотала грозная туча. И целая стая ветров закружилась, завыла, толкая в бока сонные волны. Волны толпою метнулись к скалам. А скалы швырнули в них камни. Жадно они поглотили гостинцы и бросились снова на скалы.

Туча находит, гром громыхает, и молнии хищно сверкают. А буря корабли несчастные гонит, мачты ломает, рвет паруса, в волнах соленых купает.

Но борются с морем казаки, не поддаются! Вот подогнало их к берегу море, вот раскачало и бросило прямо на скалы. И скалы завыли увидев такую добычу. Глазом моргнуть казаки не успели – вдребезги разбило корабли.

Девушка, страха не зная, в море лодку направляет, утопающих хватает, быстро на берег выносит. Уж здесь собралось их не мало, но больше еще погибает. А девушка знай спасает и слышать не хочет, что говорит ей грозно море:

-- Эй, отступись, не тягайся со мною! Добыча моя, не отдам по—пустому! Эй отступись, неразумная! Страшная доля тебя покарает.

Но напрасно! Девушка слушать не хочет. Поднялись страшные волны, старую лодку подхватили, как скорлупку, бросили с гневом на скалы—разбили.

Девушка плачет: плачет она не от боли, плачет она не со страху, -- она из-за лодки рыдает. Жалко ей стало, что нечем спасать несчастных.

«Нет, попытаюсь еще раз!» Мигом одежду с себя сорвала и бросилась в бурное море. Не смилостивилось море: жадно ее поглотило. Но смилостивилась судьба: девушка не погибла. Серою чайкой она вспорхнула и полетела над морем, громко плача.

А старик не знал, что дочь совершила. Да те казаки, которых спасла она, все рассказали. Старик как стоял у костра, так и бросился с горя в огонь..

Погибли и дочь, и старик.

Но нет, не погибли! Каждую ночь огонек на утесе мерцает, а над утесом серые чайки летают, плачут—кричат, лишь только услышат хищную бурю: оповещают моряков, да нам повествуют о древней легенде, о славной девушке—чайке.

-Какими красками изобразили свои чувства после прочтения легенды?

Стадия рефлексии.

Характеристика девушки.

-У вас в тетрадках написаны слова .Вы должны выбрать слова с помощью которых можно описать девушку и ее поступок.

Добрая, милосердная, ласковая, обижает, трусливая, смелая, злая,заботливая, настойчивая,погибает, спасает, помогает,заботливая, боится, красивая

-Прочитайте свои слова.

-Нарисуйте своё отношение к девушке.

Составление синквейна.

-Используя выбранные слова, составьте синквейн«Девушка».

Итог урока.

-Захотелось ли вам познакомиться с другими легендами?

-Нарисуйте своё настроение в конце урока.

Домашнее задание.

-Дома нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Просмотров: 850
Комментариев: 0
Новицкая  Ирина

Урок – путешествие по океану орфографических знаний .

 Цели:

  • Развивать умения сопоставлять правила о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корне;
  • Развивать внимание, тезаурус, мышление;
  • Продолжать работу по формированию самооценки учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сколько океанов вы знаете? Назовите их.

- Так вот, сегодня мыс вами отправляемся на корабле в путешествие по островам (волшебного) Океана Орфографических знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в добрый путь!

3.Подготовка к плаванию. Лексико – орфографическая работа.

- отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией

-Кто – нибудь знает значение слова « провизия»?

Провизия – это пищевые продукты,т. е. продукты питания.

Как я уже сказала, что путешественники запасаются провизией, в том числе и овощами.Какие овощи мы возьмём с собой, попробуйте отгадать.

Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. (Помидор)

Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова»(капуста)

Огородное растение с крупными семенами- горошинами.( горох)

Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым. ( огурец)

Про этот овощ сложена загадка: « Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали.» ( морковь)

По мере отгадывания загадок дети записывают название каждого овоща, обозначают ударение, подчёркивают буквы, написание которых надо запомнить.

- Какие слова – отгадкивы записали?

На данном этапе уместно ввести элементы критериального оценивания( детям очень нравится оценивать самих себя, они понимают , за что получают ту или иную оценку)

Проверка. Учитель открывает слова- отгадки. Детям даётся время на проверку( за каждое правильно написанное слово дети на полях ставят плюсик) На доске появляется таблица оценивания:

5 « +»- 5 баллов

4 « +»- 4 балла

3 « +»- 3 балла

2 « +»- 2 балла ( Дети сами оценивают себя по этой таблице

Далее...

Просмотров: 612
Комментариев: 0
Новицкая  Ирина

урок литературного (внеклассного) чтения Е.А.Пермяк. Сказка « Пастух и Скрипка»

 Класс: 3

Тип урока: ОНЗ

Задачи урока:

Образовательная:

- привлечение ребят к процессу чтения.

- создание условий для осознанногоусвоения содержания и основной идеи рассказа

Развивающая:

-развитие умения выделять главное, обобщать, делать выводы;

-развитиеумения исследовать проблему, анализировать;

-развитие критического мышления, памяти ,внимания и воображения.

Воспитательная:

-воспитаниечувства любви и уважения;

- воспитание уважительного отношения друг другу, умение работать в группах.

Планируемый результат обучения:

Предметные:

-умеют правильно, выразительно читать;

-умеют выявлять идейно-художественные особенности рассказа

Личностные:

-знают основные правила взаимопомощи,

-умеют проявлять творческое отношение к процессу обучения;

Метапредметные:

Регулятивные:

- умеют исследовать проблему путём анализа,

-умеют соотносить художественные особенности рассказа с его идейным своеобразием;

Познавательные:

- осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной речи;

Коммуникативные:

- умеют работать в паре и группе,

- в коммуникации строят понятные для партнёра высказывания;

Основные понятия: галоп, рапсодия, дека, гриф, колок, балаган.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка.

Оборудование:

рабочая тетрадка для учащихся, составленная учителем, в которой фиксируются записи учащихся, помогающие продвигаться в изучаемом материале;

рассказ, напечатанный на листах;

4 карточки определённого цвета с вопросами;

презентация к уроку;

лист оценивания.

Сценарий урока.

]
Просмотров: 1081
Комментариев: 0
Новицкая  Ирина

Урок внеклассного чтения с элементами критического мышления в 3 классе. Тема: В. А. Сухомлинский « Две матери»

Целью урокапо рассказу Сухомлинского было максимально привлечь ребят к процессу чтения, к анализу, способствовать осознанному усвоению содержания и основных мыслей рассказа, также развивать умение исследовать проблему, стимулировать развитие критического мышления, памяти и воображения и воспитательной целью – воспитывать чувство любви к матери.

В основе урока , построенного по данной технологии, лежат три фразы: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся .

На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование стратегий текстовой деятельности позволили на протяжении всего урока сделать чтение или слушание осмысленным.

На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатываетсяпутём составления синквейна и игры « Сердечко».

На уроке используется мультимедийнаяпрезентация и интерактивная доска.

Для каждого ученика была создана рабочая тетрадь, в которой он выполнял все задания.

Урок внеклассного чтения с элементами критического мышления в 3 классе.Тема: В. А. Сухомлинский « Две матери»

Цель:- привлечь ребят к процессу чтения.

- способствовать осознанномуусвоению содержания и основных мыслей рассказа

-развивать умение исследовать проблему, анализировать

-стимулировать развитие критического мышления, памяти ,внимания и воображения.

-Воспитыватьчувство любви и уважения к матери

Оборудование:

рабочая тетрадка для учащихся,

рассказ, напечатанный на листах,

цветные карандаши.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас с вами открытый урок,на котором присутствует многогостей. Давайте поприветствуем их.

-Умнички, садитесь!

- Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!

Эмоциональный настрой.

На уроке мы иногда будем работать в парах, доказывать и аргументировать свои ответы.

- давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой)

Осмысливать задания;

Выслушивать мысли каждого;

Отстаивать, доказывать свою точку зрения;

Неперебивать друг друга;

Соблюдать правило поднятой руки.

- Ребята, у вас на партах лежат тетрадки, в которых мы будем с вами сегодня работать.

Прогнозирование темы урока (работа в парах)

- Определить тему урока вы сможете, разгадав путаницы. Внихспрятались пословицы. Вамнужно поставить слова в нужном порядке, чтобы можно было прочитатьэти пословицы.

Сердце матери лучше солнца греет.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Матушкин гнев, что весенний снег: и много он выпадает, да скоро растает.

- Материнская ласка конца не знает;

-Ради ребёнка матьи в огоньбросится.

( дети обсуждают и выставляют слова в нужном порядке )

- Запишите каждый свою пословицу в своей рабочей тетрадке. А теперь, ребята, давайте проверим какие пословицы у вас получились ( проверка по слайду)

- Итак, какоесловокрасной нитью пройдёт через наш урок?

II. Сообщение темы и цели урока

« Я верю, что женщина – чудо такое,

КакогонаМлечномпутине сыскать.

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина – мать!

- Самое первое лицо, которое видит маленький человечек – это лицо мамы. Первые поцелуи в нашей жизни мы принимаем от мамы. Первые нежные и ласковые слова мы услышали от мамы. С детскими проблемами и вопросами мы в первую очередь бежим к маме. И наш сегодняшний урок мы тоже посвятим теме любви к матери по рассказу В.А.Сухомлинского«Две матери».

Стратегия « Паутинкаассоциаций».

( Каждый ученикв своей тетрадке записывает слова, которыеассоциируются у них со словом «мама». А затем обсуждают в паре,какую ассоциацию можно представить, т.е. написать и прикрепить на доске вокруг слова « мама». Условие: слова не должны повторяться!)

III. Первичное восприятие и осознание нового материала.

- Мыбудем работать над рассказом, которого нет в ваших учебниках. ( У каждого ученика лежит распечатка этого рассказа)

1.Сведения об авторе

- Давайте послушаем ребят . которые подготовили небольшие сообщения об этом писателе.

( выступления учащихся)

2.Составление предвидения.

-Прочитайте ещё раз заголовок произведения.

- как вы думаете, о чём этот рассказ?

-После того , как прочитаем рассказ, сделаем вывод , кто же из вас был наиболее близок к мысли автора.

3. Осмысливание текста.

Словарная работа. ( Слайд)

- В тексте встретятсядва слова. Внимательно прочитайтепро себя первое слово.

ДИРИЖЁР,

- Кто такой дирижёр?

- Запомните, как пишется это слово.

_ прочитайте 2 слово. КОМБАЙНЁР

- Акто такой комбайнёр?

- Запомните, какпишется.

Кто заметил сходство в эти словах?( суффикс –ЁР.)

Работа над текстом.

А) Стратегия «чтение с остановками»

Чтение 1 части учеником.

Вопросы по прочитанному задаёт учитель.

-Одинаковы ли уматерей представления о счастье ребёнка?

-Мечты какой из матерей кажутся наиболее правильными?

- Если бы вы были автором , о чём бы вы писали дальше?

Чтение 2 частипро себя.

Задание – подчеркнуть ключевые слова.

- Как вы думаете, сбудутся ли мечтыэтих двух мальчиков?

Чтение 3 части

Стратегия « Чтение вкружок»

Один ученик читает , а остальные ребята задают ему вопросы.

Чтение 4 части (читают ученики )

Вопросы задаёт учитель.

- Почему Белокосая мать сказала, что счастье обошло Чернокосую?

- Почему Чернокосая ничего ей не ответила? (наверно, вспомнила народную мудрость « поживём – увидим»)

- Как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?

Чтение 5 части. Найди «Слова-опоры»

Задание.

Прочитайте про себя 5 часть и подчеркните красным карандашом слова, которые являются ключевымипо отношениюк характеристике Чернокосой, а простым карандашом слова , к характеристике к Светлокосой.

А) Стратегия «Дневник двойных пометок»

- -Подтвердились ли слова Белокосой , что счастьеобошло Чернокосую

Составление характеристики героев

-Прочитайте слова ( Отзывчивый , внимательный, ласковый,эгоистичный, заботливый, равнодушный,, холодный, любящий, бессердечный) Поставьте вопросительный знак над словами , значение которых вы не знаете. Где вы сможете найти ответ на ваш вопрос?

- Выразите своё отношение к словам в цвете.

-Каким вырос сын Чернокосой? Запишите у себя в рабочей тетрадке.

- А какие черты характерны сыну Белокосой? Запишите.

Чтение 6 части « Чтение в кружок»

Вопросы:

-Почему улыбаласьЧернокосая ?

- Почему сын не пришёл к Белокосой?

- Оправдывает ли это его?

Чтение 7 части учеником

Вопросы задаёт учитель

- ПочемуЧернокосая быстро выздоровела,а Белокосая – нет?

-Почему Чернокосая дала ответ Белокосойтолько сейчас?

- Запомнилась ли вам народная мудрость, которую вспомнила Чернокосая?

- Как вы думаете, правильно ли поступила Чернокосая? – Ведь её слова, наверно, больно ранили Белокосую?

- А как поступили ли вы?

- Нарисуйте в своих тетрадках своё отношение к сыну Чернокосой.

- А теперь – к сыну Белокосой.

3.Повторное восприятие и осмысление текста.

- Кто из детей был наиболее близок к мысли автора.

-Понравился ли вам этот рассказ?

- Правильно ли говорится в пословице « Счастье матери в старости в её детях?

- Нарисуйте счастье матери

- Как вы думаете , в чём причина того, что дети так по – разному относятся к своим матерям?( Невнимание , равнодушие больно ранит сердце матери)

- Подумайте. Всегда ли вы бываете внимательны к своим мамами бабушкам.

Синквейн(слово « Мама»)

- Я люблю свою маму и поэтому….

Итог урока.

- Какой вывод лично для себя вы сделали сегодня на уроке?

- Ребята, помните пожалуйста, чтобы мамы были счастливы,дети должны вырасти добрыми и чуткими ! И как говорилВ. А. Сухомлинский: «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.»

- Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви!

Просмотров: 725
Комментариев: 0