LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении.
В LearningApps.org можно работать самостоятельно - создавать задания, а можно по заданию учителя - выполняем задания, подготовленные учителем, результаты выполнения заданий отражаются в аккаунте учителяСегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала,необходимо научить учащихся начальных классов хорошо читать и писать, и в процессе этих действий научить их размышлять.
Читательская компетентность – одно из основных универсальных учебных умений, способствующих личностному, общественномуи профессиональному развитию учащихся, их адекватной адаптации в сложной и динамичной современной информационной среде.
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.
К наиболее эффективным технологиям, применяемыми учителями начальных классов, можно отнести технологию критического мышления. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами понимания и оценки информации. Учебный процесс строится на взаимодействии личности и информации.
В 3 классе в рамках недели Чёрного моря прошёл интегрированный урок окружающего мира и английского языка на тему «Экосистема Чёрного моря». Стратегия «Алфавит за круглым столом», проведённая на этапе вызова, помогла ребятам вспомнить живых обитателей Чёрного моря. Но перед учащимися стал вопрос: «Экосистема Чёрного моря замкнутая?». Решали эту проблему ребята в группах, используя стратегию «Фишбоун». В итоге пришли к выводу, что Чёрное море – это замкнутая экосистема и даже создали наглядное пособие, которое можно будет использовать на уроках окружающего мира.
Перед нами стоит задача: заинтересовать учащихся общением с хорошей книгой, процессом чтения.И сделать эту работу более оживлённой помогает соревновательный момент.
Процесс читательской работы складывается следующим образом. Дома или на
« минуткахсвободного чтения» на урокахдети читают выбранные ими книги.Раз в неделю на уроке чтения слово предоставляется тем ученикам, которые дочитали книгу. Выступая передклассом,они представляют свою книгу по определённому планупрезентации.Слушатели могут задать вопросы по содержанию,попросить почитать заинтересовавшую их книгу.
За каждую презентованную книгу ученики получают жетончик, на котором пишется название и автор прочитанной книги. Жетончик прикрепляется на «экран» читательского уголка – «Самые активные читатели» рядом с именем ребёнка.
Безусловно, чем старше становятся дети, тем сложнее и объёмнее становятся выбранные книги. Они должны соответствовать возрасту, быть обязательно произведениями художественной литературы. По прошествии каникул, когда дети могут более активно и много читать, проводится классная читательская конференция,на которой составляется своя, классная«Золотая полка» самых интересных книг. В четвёртом классе детям было предложено написать мини - сочинение на тему «Я- жительстраныREADER-LAND». Вот несколько отрывков из сочинений.
«Я люблю читать, потому что во многих книгах странное, но интересное начало и впечатляющий конец. Книги научили меня ценить природу и уважать пожилых людей»
«Читать- это очень интересно и увлекательно! Книги производят на меня большое впечатление. Книги научили меня быть интересным человеком, не предавать друзей. Когда читаешь, невозможно оторваться, хочется узнать, что произойдёт дальше…»
«Книга научила меня играть в компьютер меньше, а читать больше!»
Преимущества школыполного дня дают намвозможности развивать читательскую компетентность не только в урочной, но и внеурочной деятельности.
Одной из форм приобщения учащихся начальных классов к чтению является проведение проектных Недель чтения в рамках Международного Дня чтения и грамотности.
В 2011 году Неделя чтения «Размышляем над прочитанным с помощью технологии «шесть шляп» была посвящена философской сказке А-де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
В 1-ый день учащиеся начальной школы познакомились с историей возникновения технологии «Шесть шляп», а затем на классных часах с помощью шести мыслеварительных шляп обсудили свою первую поездку в этом учебном году «Путешествие в Сафари-парк».
Во 2-й день в школе для всех учащихся было организовано совместное чтение сказки «Маленький принц». Используя стратегии «чтение с остановками», «чтение с предвосхищением», а также используя возможности театра у микрофона(чтение С.Безруковым притчи), процесс знакомства с произведением мы превратили в настоящий праздник.
В 3-й и 4-дни каждый класс осмысливал философскую сказку с позиции определённой шляпы и отвечал на главный вопрос «Что же делает человека человеком». Учителями разработаны уроки с использованием различных стратегий чтения, интересные по методам и формам организации совместной деятельности учащихся и учителей. Так, во 2 классе ребята создавали свои собственные планеты, на которых они хотели бы жить и на классных часах защищали свои проекты.
В 3 классе путешествовали с Маленьким принцем по всем планетам и вместе с Маленьким принцем обсуждали уроки добра и зла, любви и ненависти, зависти и бескорыстия. Вот что говорили дети: «Маленького принца можно читать бесконечно – ведь каждое предложение – это какое-то нам послание», «когда я буду плохо себя вести, напомните мне про баобабы, я не хочу, чтобы они пускали в моей душе свои корни…»
В 5-й день состоялось итоговое мероприятие в актовом зале.
Тем, кто попал в зал школы, показалось, что они каким-то непостижимым образом оказались в той самой пустыне, где Экзюпери встретился со своим маленьким другом. Сверкающие планеты, матовые пески пустыни, сломанный самолёт и наивные рисунки великого писателя… Мы попали в книгу…
Так что же делает человека человеком?
Ученики 2-4 классов пришли к выводу, что человека Человеком делают дружба, привязанность и любовь, умение удивляться, слышать другихи возможность быть услышанным, борьба с собственными пороками и самопожертвование. Каждый класс представил миниатюру на тему, по которой работал на уроках.Все учащиеся порадовали глубиной понимания произведения и творческим подходом.
Такие мероприятия позволяют создать атмосферу праздника, единства учителей и учащихся школы. И главное место вэтом праздничном фейерверке занимает книга.
В нашей школе семья рассматривается как социальная ценность, основное предназначение которой - передавать от поколения к поколению лучшие традиции, в том числе и семейное чтение. Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на совместное чтение книг является одним из приоритетных направлений в работе педагогов школы.
В 2009 году состоялось первое заседание клуба «Семейное чтение». Это было собрание из нескольких семейных пар с детьми, которые отдавали предпочтение книге как средству организации досуга. На сегодняшний день это многочисленная группа единомышленников, состоящая из родителей и их детей, педагогов и школьного библиотекаря. Основная задача клуба- привлечение родителей к совместному чтению художественной литературы и обсуждению прочитанного. Основными принципами деятельности клуба» стали открытость – любой желающий может посетить любое заседание, стать его участником; добровольность посещения, неформальность общения. Используются различные формы встреч: конкурсные программы, викторины, совместное чтение с последующим обсуждением.
Заседание клуба проводится по выбранной книге. Это может быть книга с «Золотой полки» класса или школы, а может книга, которую посоветовал классный руководитель.
Какой гордостью и радостью светятся глаза детей, когда выступают их родители! Такая же реакция и у взрослых. Такие встречи рождают особую доверительную атмосферу общения и духовную близость между поколениями. Формирование нравственных взаимоотношений у детей в семье происходит, прежде всего, в процессе совместного участия в общем деле всех ее членов. Обдумывание замыслов, общая ответственность и взаимопомощь сближают семью, способствуют формированию у них бережного, доброжелательного отношения друг к другу. Совместное обсуждение произведений художественной литературы в некоторых семьях стало хорошей традицией.
Пусть наш очаг горит,
Не остывая,
Теплом домашним
Сердце согревая.
Семью сплотить
Сумеет мудрость книг,
Чтоб знаний наших
Не иссяк родник.
Одной из новых форм работы по развитию у детей критического мышления стал в этом году конкурс «Пишу с любовью». Цель конкурса: сконцентрировать все свои возможности и доказать другим, а прежде всего СЕБЕ, можно писать красиво, грамотно, если делать это с любовью. Для конкурсного текста была выбрана философская притча. Во время проведения в качестве дополнительного источника вдохновения звучала тихая музыка. Впоследствие ребята говорили, что и текст, и сама обстановка в аудитории была настолько трогательной, что хотелось сказать друг другу самые добрые слова, некоторые даже растрогались до слёз.
Для воспитания потребности в чтении подрастающего поколения по-прежнему важны такие социальные институты, как семья, школа и библиотека. Наша задача сделать чтение увлекательным, интересным. Чтение должно стать нормой жизни, а не его исключением.
- Тема: «Где живёт белый медведь?»
Использование технологий:
-элементы технологии «Перевёрнутый класс»;
- технология «Смешанное обучение» (модель «Ротация станций»)
- технология развития критического мышления через чтение и письмо
- проектная деятельность
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс, часть 2,А.А.Плешаков, рабочая тетрадь«Окружающий мир»(2 часть)А.А.Плешаков, глобус, физическая карта мира, ватман, заготовки материков Земли, животных Северного и Южного полюсов, ноутбуки, компьютерная презентация, клей, фломастеры.
Цель: сформировать у обучающихся представление о самых холодных зонах Земли, о животном мире этих зон; показать связь между природными условиями и животным миром этих зон.
Задачи урока:
- научить находить на глобусе и карте Арктику и Антарктиду;
- познакомить с обитателями Северного и Южного полюсов;
- создать макет карты Земли с иллюстрированием животного мира Арктики и Антарктиды
Планируемые результаты:
предметные:
Усвоят, что на Земле есть очень холодные районы.
Научаться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
метапредметные:
- Учатся искать и выделять необходимую информацию из различных источников
- Обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты.
- Слушать собеседника, формулировать собственное мнение.
личностные:
проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимают причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учатся работать по предложенному плану;
учатся самостоятельно добывать информацию;
учатся устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, делать выводы
учатся представлять результат своей работы
учатся оценивать свою деятельность на уроке
познавательные:
- выделяют существенную информацию
- определяют тему и цель урока
- строят речевые высказывания в устной и письменной форме
коммуникативные:
- взаимодействуют с учителем и учащимися
- формулируют собственное мнение и позицию
- 1.Актуализация опорных знаний.
Что использовалось раньше в качестве денег?
- Ø Рисунки на бумаге
- Ø Камни
- Ø Шкуры животных, морские раковины
- Ø Продукты питания
Денежная единица, используемая в России?
- Ø Доллар
- Ø Рубль
- Ø Йена
- Ø Евро
Что такое государственный бюджет?
- Ø Деньги, которые государство получает
- Ø Деньги, которые государство тратит
- Ø План расходов и расходов государства
- Ø Сбережения
Для чего нужен бюджет?
- Ø Чтобы выдавать зарплату
- Ø Чтобы платить налоги
- Ø Чтобы копить деньги
- Ø Чтобы заранее рассчитывать доходы и расходы
Из чего складывается государственный бюджет страны?
- Ø Штрафы
- Ø Пени
- Ø Налоги
- Ø Продажа товаров
- 2.Самоопределение к деятельности
Новая парадигма образования в информационном обществе базируется на формировании социально необходимого уровня читательской компетентности.
Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Выбор форм обучения, методов и средств напрямую зависит от цели, которую мы ставим перед собой. Поэтому в современной системе образования проблема выбора наиболее эффективных инновационных методов и технологий остается значимой и актуальной. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий создает новые возможности для организации работы с информационным и художественным текстом.
Технология смешанного обучения ориентирует нас на новый образовательный стандарт, на практико-ориентированное образование, на достижение планируемых результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных.
Существующая проблема понимания текста при чтении с экрана у учащихся начальной школы эффективно решается путем синтеза технологийработы с текстом и современных информационных технологийв модели смешанного обучения. (модель «Перевёрнутый класс» и «Ротация станций»)
В формате смешанного обучения в урочной деятельности возможно продуктивное использование стратегий текстовой деятельности при чтении с экрана, описанных Н.Н. Сметанниковой, и новых технологий.
Используя модель «Перевёрнутый класс» в различных предметных областях, учителю начальных классов важно сориентировать учащихся в выборе стратегий при работе с текстом. При планировании задания необходимо отбирать нужный материал для самостоятельного изучения, составлять чёткие инструкции по его выполнению, мотивировать учащихся на самостоятельную работу, т.е. создавать познавательный интерес к изучаемой теме. Поскольку предлагаемый для изучения материал является чаще всего учебным текстом научного, познавательного, художественного характера, который учащиеся читают с экрана, для полноценного его анализа целесообразно применение такой стратегии текстовой деятельности, как «Ключевые слова», далее составление плана текста.
Эффективно работают в этой модели такие стратегии, как «Паутинка ассоциаций», таблица «ЗХУ», «Дерево вопросов»
Целесообразно на уроках литературного чтенияпри использовании технологии «Перевёрнутый класс»привлекать учащихся3-4 классов к составлениюлитературных викторинс помощью сервисов Triventy и Kahoot. Это позволяет быстро оценивать уровень понимания прочитанного текста учащимися, умение задавать вопросы, работать с важнымисмысловыми отрывками.Созданные автором статьи викторины по различным литературным произведениям располагаются на сервисе Triventy и могут быть использованы учителями начальных классов на заключительных этапах знакомства с литературными произведениями.
При обучении работы с графическими текстами эффективно использовать следующие стратегии текстовой деятельности: интеллект-карта по жизни и творчеству изучаемого писателя, составление в электронном виде по шаблону «Ромашки вопросов» по прочитанному произведению (на уроках литературного чтения)
В результате применения таких стратегий, как «Паутинка ассоциаций», таблица ЗХУ и др., описанных Н.Н.Сметанниковой , на этапе знакомства с текстом в модели «Перевернутый класс» на уроках окружающего мира и проверки понимания прочитанного текста с помощью приложения Plickers результативно развивается у учащихся умение мобильно анализировать и отбирать нужный материал, рефлексировать.
В урочной деятельности в начальной школе успешно проходят уроки в модели «Ротация станций»
Учащиеся делятся на 3 группы по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса (станции или зоне): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы меняются, через определенный интервал. В результате дети проходят через все «станции».
Цель станции работы с учителем: На станции у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности.
Эффективно используются такие стратегии текстовой деятельности, как «чтение с остановками», «чтение с пометками», «мозговой штурм», «дерево вопросов». Эти стратегии позволяют обеспечивать продуктивную обратную связь.
На станции он-лайн работы в модели «ротация станций» учащиеся самостоятельно знакомятся с текстовой информацией учебного характера, учатся анализировать её, отбирать необходимый материал для дальнейшей работы. Замечу,что применяя при чтении с экрана такие стратегии, описанные Н.Н.Сметанниковой, как кластер, таблица «ЗХУ» ,«Постепенная догадка по контексту» , «Информационная карточка» (шаблоны переведы в электронный формат), учащиеся 3-4 классов обрабатывают информацию быстрее, чем, при чтении текстов на бумажных носителях.
На станции проектной работы обучающиеся применяют знания, полученные ими на предыдущих станциях в новых практических ситуациях.
Школа полного дня даёт возможность использовать смешанное обучение во внеурочной деятельности. Web-квест – одна из моделей смешанного обучения, эффективна в начальной школе, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся: познавательных, личностных, коммуникативных, а также ИКТ- компетентностей.
Образовательный Web-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Структура Web-квеста:
- начальный этап, или знакомство
- ролевой этап
-заключительный этап, презентация работ
В сентябре – октябре 2016 года в начальной школе прошёл Web-квест по книге Р.Киплинга «Маугли». Хочется отметить, что к выбору книги для квеста необходимо подходить очень серьёзно, привлекать к выбору самих учащихся. В конце 2015-2016 учебного года учащимся начальной школы были предложены на выбор 3 книги, в итоге большинством была выбрана книга «Маугли».
На начальном этапе ребята знакомились с произведением, обсуждали прочитанное, просмотрели советский мультфильм «Маугли», снятый по мотивам одноимённой книги, познакомились с новым фильмом «Книга джунглей». В процессе работы на начальном этапе акцентировали внимание на интересных открытиях, делали выводы из поступков героев, обозначали проблемы сказки. Данная работа помогла определиться с ролями для следующего этапа.
Цель ролевого этапа: поиск информации по заданной проблеме, используя интернет-ресурсы, отбор нужной информации, создание продукта (доклад, презентация, макети др.)
Ребятам были предложены следующие роли, каждая из которых предполагала решение определённой проблемы и создание продукта:
Аналитик – провести сравнительный анализ трёх произведений (сказки Р.Киплинга, мультфильма «Маугли», фильма «Книга джунглей»), сделать вывод, какая из экранизаций наиболее приближена к оригиналу.
Репортёр – исследовать факты о детях – маугли,создать репортаж на тему «Маугли: вымысел и реальность»
Обшествовед – исследовать содержание произведения, создать свод законов, действующих на территории джунглей, сравнить их с основными законами человечества.
Географ – изучить географическое расположение места, где происходят события сказки, создать карту сказки.
Зоолог - изучить животный мир джунглей, описанный в сказке.
На заключительном этапе была проведена ассамблея, на которой ребята представили результаты своего исследования.Попав в актовый зал, ребята очутились почти в джунглях: стены украсили иллюстрации к сказке, созданные ребятами на уроках ИЗО.
Таким образом, Веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это очень интересный и перспективный вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как Веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций:
• использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;
• работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
• навык публичных выступлений.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, чтоприменение стратегий текстовой деятельностии современных информационных технологий при работе с текстом в различных моделях смешанного обученияспособствует положительным качественным изменениям в понимании учащимися не только художественных, но и информационных текстов.
Библиографический список:
- 1.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах:как реализовать ФГОС.Пособие для учителя/Н.Н.Сметанникова.-М.:Балаас,2011.
- 2.Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение.-Москва:Буки Веди,2016.
Звучит песня в исполнении Сидоренко П. «Рай». Открывается занавес. На облаке сидят Мальчики и Девочка с крыльями ангелов.
Голос.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Кто на облачке сидел,
Кто на мир сверху смотрел.
Ангелы в лице детей
Выбирали матерей.
Влад
Скоро мне на свет являться!
Надо мне определяться.
Мама будет у меня
Словно ясная заря,
Данил
Как вода ключа чиста,
Как пушистый снег нежна,
Теплой, словно дождь весной,
Самой милой и родной.
Аня
Я такую же хочу,
Я с тобою полечу!
Давай в этот звездный час
Маму выберем для нас.
Слайды (фото мам)
Данил
Вот, смотри, они идут. Их так много там и тут!
Аня
Маму я хочу вот эту!
В целом мире, знаю, нету
Веселей, нежней, добрей,
Краше мамочки моей.
Влад
Лучше мамы не найти! Я лечу, уже в пути.
Данил
Догоняй меня скорей!
Будешь ты сестрой моей.
Вместе Мы нашли идеальную маму!
Пусть же она познакомится с нами.
Вед. Как это трудно - мамой быть.
И человека вырастить
С заботой и вниманием,
Приложив старание.
Какое счастье мамой быть
И малышу любовь дарить
С лаской, пониманием,
Прощая все заранее!
- Для всех мам в этом зале звучит этот музыкальный подарок ______________________________________________________________________
Влад
Матери… Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – свою материнскую любовь.
Данил
Любовь матери к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
Аня
Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.
Вед. Мама! Самое понятное слово на земле. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые ласковые и нежные руки, они всё умеют. У мамы самое доброе и чуткое сердце. Они ни к чему не остаются равнодушными. И сколько бы ни было человеку лет 5 или 50, ему всегда нужна мама.
- О маме
Именно о любви к своим мамам пришли рассказать ученики 2 класса
Мы никогда не шалим
Детские признания.
Я маме своей помогаю:
В песочнице суп я сварю,
Я в луже кота постираю...
Как, мама, тебя я люблю!
Ну, а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами,
Хорошо б и потолок…
Жаль, я ростом невысок.
А я на обоях в прихожей
Мамули рисую портрет,
Братишка мне тоже поможет...
Мамуля, похож или нет?
Надену я мамино платье,
Лишь только обрежу длину,
Всем сразу вдруг станет понятно:
Люблю я лишь маму одну!
А я ей подарок готовлю –
На папином новом авто
Царапаю: «Маме — с любовью!
Тебя не заменит никто!»
А я твою новую шапку
В зайчонка тотчас превращу:
Пришью ему уши и лапки...
Подарок я сделать хочу!
А я вот подрался с Ванюшей —
Под глазом огромный синяк.
Сказал, что его мама лучше,
Я с ним не согласен никак!
Я мамины туфли помою,
Кораблики в ванной пущу.
И мама придет, и увидит,
Что я ее очень люблю!
Я мяч на губную помаду
У Оли-соседки сменял.
И мамочка будет в восторге,
И скажет: «Вот сын у меня!»
Небудеммыспорить напрасно,
Мы мамочкам скажем своим,
Что дети их просто прекрасны...
Вместе.
Ведь мы никогда не шалим!
1 класс
УченикКак люблю я маму нашу,
Я всесилен рядом с ней.
Злой волшебник мне не страшен
И не страшен Бармалей.
Я смеюсь, и мама рада.
С мамой верен наш союз.
С мамой я не только жабу,
Крокодила не боюсь!
Ведущий: Мама… На земле нет, наверно, человека, который был бы роднее и ближе. Мама…Это первое слово, которое произносит малыш. Мама дарит нам доброту и ласку, окружает нас теплом и заботой. Только маме мы можем доверить свои секреты, поделиться переживаниями и сомнениями. Мама всегда выслушает и поможет добрым советом. А сейчас для мам мы споём песню.
- ____________________________________________________
Ведущий: Наши ребята всегда рады помочь своим мамам, только, к сожалению, не всегда получается то, что нужно … 4 класс
Мама:Утром дочке я сказала:
«Маша, ты большая стала.
Я пойду к своей знакомой,
Ты хозяйкой будешь дома.
Ты одень свою сестрёнку,
Молока налей котёнку.
Все цветы водой полей
И котлеты разогрей.
Маша:Знаю, знаю, я – большая.
Я помощница такая!
Всё я сделаю, как надо-
Будешь, мама, очень рада.
Мама:Возвращаюсь я домой.
Что я вижу! Боже мой!
Котёнок:Помогите мне, котёнку!
Дайте чистую пелёнку.
Ну, за что мне так попало7
Маша с лейки поливала.
Сестра:Как же тут не разреветься-
Не даёт сестра одеться.
Налила мне лишь пока
В чью-миску молока!
Котлета:Я- котлета. Извините,
Платье снять мне помогите.
Ты ошиблась в чём- то, Маша.
Не нужны мне гольфы ваши.
Цветы: Уберите нас с плиты!
Не котлеты мы- цветы!
Нам огонь совсем не нужен,
Не годимся мы на ужин!
Маша:Я же, мама, обещала
Сделать так, как ты сказала.
Только что с тобою, мама?
На меня ты смотришь странно.
Все:Как ты, Маша, так сумела?
Мама просто онемела.
Чтобы маме помогать,
Надо всё уметь и знать.
Аня
Знаете ли вы?
- мамы, которые не имеют квалификации повара, готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд;
Влад
- в среднем мамы проводят у постели больных детей более 3000 бессонных часов;
Данил
- а еще они стирают горы белья. Если сложить все постиранное белье, то получится гора высотой с Эльбрус;
Аня
- если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего Земного шара;
Влад-
а еще мамы поют песни, читают стихи, вяжут и шьют;
Данил
- радуются и огорчаются… чаще всего из-за нас, детей;
Аня
- а еще мамы плачут. Мамины слезы – это море или даже океан, который можно назвать Океаном грусти;
Влад
- а еще быть мамой - значит видеть счастливые лица своих детей
Всем мамулям в этот день
Дарим мы частушки,
Чтобы мамочки у нас
Были веселушки!
Это слово говорим
Каждый раз по двести раз:
Мама, дай! Да принеси!
Мама, мама, помоги!
Наизусть, спросите маму,
Знаю все слова рекламы.
А таблицу, как же так,
Не запомню я никак!
Галя вымыла полы,
Катя помогала.
Только жалко мама снова
Все перемывала.
В мамин праздник
Папа сам сварил обед
И, скажу вам по секрету,
Натворил немало бед:
Кипятил он молоко,
Отошёл недалеко.
Подошёл к нему опять:
Молока уж не видать!
С папой мы пирог печём,
С ягодкой малинкой.
Папа в тесте, я в муке
А пирог, с начинкой.
Подгорели суп и каша,
Соль насыпал он в компот,
Как вернулась мама наша,
Много было ей хлопот.
Поручила мама Мише
Вынуть косточки из вишен.
Миша сделать всё успел:
Кости вынул, вишни съел.
Пока мама на работе,
Чтоб лицо украсить,
Её красною помадой
Можно губы красить.
А ещё в шкафу у мамы
Можно туфли её брать
И тайком от мамы в школе
Каблуками щеголять.
Нашу маму на работе
Сильно уважают,
А домой она приходит –
Сильно обожают!
Мы частушки петь кончаем,
Нашим мамам обещаем:
Будем добрыми расти,
Хорошо себя вести!
Влад
Кто на кухне с поварешкой
У плиты всегда стоит,
Данил
Кто нам штопает одежку,
Пылесосом кто гудит?
Аня
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печет,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почет?
Влад
Кто споет нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Данил
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – бабули! (хором)
3 класс
Рюшечки и грядочки,
И капуста в кадочке,
Блинчики, оладушки –
Всё умеют бабушки.
Кто играет с внуками,
Ночью их баюкая,
Кто их учит "ладушкам"?
Всё они, всё бабушки.
Даже если захотеть,
Никому так не суметь.
Поздравляем бабушек –
Наших добрых лапушек!
Дети поют на мотив песни «Бабушки-старушки»: (3-4 класс)
Кто из школы внуков ждет
Каждый день обычно?
Кто заглянет в дневничок
И ворчит привычно?
За проделки наши кто
Нас порой ругает
И, конечно, лучше всех
Все на свете знает?
Припев:
Бабушки-бабушки, милые стряпушки,
Бабушки-бабушки, ушки на макушке.
Бабушки-бабушки, мы вас уважаем,
А уж как вас понять, мы отлично знаем.
Кто нам лекцию прочтет
На тему поведенья?
Кто блинов нам напечет
Вкусненьких с вареньем?
Даст родителям наказ
Строго и сурово,
Чтоб не обижали нас
И смотрели в оба?
Вед. Наши бабушки – большие мастерицы рассказывать сказки. Они знают их просто невероятное количество. Давайте это сейчас проверим.
Конкурс "Вспомни сказку" (проверим, как хорошо мамы помнят и знают детские сказки)
1. Сказка о первой жертве неудачного вложения денег?
2. Сказка о том, как любовь превращает зверя в человека?
3. Сказка о фермерском хозяйстве по выращиванию овощей?
4. Сказка о преимуществе каменных строений перед соломенными?
5. Сказка о девушке. которая 3 раза чуть не вступила в неравный брак?
6. Сказка о том, как дикое животное использовало в своем домашнем хозяйстве детский труд?
7. Сказка о том, как потеря обуви иногда помогает выйти замуж?
Ответы: 1. Золотой ключик, или Приключения Буратино. 2. Аленький цветочек. 3. Репка. 4. Три поросёнка. 5. Дюймовочка. 6. Маша и медведь. 7. Золушка.
Дорогие бабушки, будьте всегда здоровы и энергичны и танцуйте вместе с нами
______________________________________________________________
Вед. Асейчас для наших бабушек подарок - "Наша реклама". (демонстрация наряда)
В этом сезоне в моде бабушки спортивного типа, молодые в душе, тренированные, без устали бегающие по магазинам, налаживающие быт, уют для детей и внуков. Для наших бабушек мы предлагаем ансамбль удобной одежды: кроссовки, широкая юбка с карманами, книга-кошель, который можно использовать по вашему усмотрению: складывать ключи от квартиры, деньги, не вошедшие в сумку, продукты. Блуза-разлетайка с карманами, можно на спине, куда при занятых руках можно посадить внука (у кого есть). Украшение - бусы типа погремушки. Широкополая шляпа, которая прикрывала бы внука от солнца и дождя. Удачным дополнением к ансамблю будет сумка-чемодан, саквояж на колесиках.
- Для вас, дорогие бабушки, этот музыкальный подарок_______________________________________________
ВладСколько звёзд на небе! Всех не сосчитать,
Данил Эти звёзды маме подарю опять.
Аня И однажды утром, глядя на меня,
Мама улыбнётся: «Звёздочка моя!»
Ведущий: Сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.
Спасибо вам!... И пусть каждой из вас по чаще говорят тёплые слова ваши любимые дети!
Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе.
- Музыкальный подарок 3 класс
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
Фонограмма «Пляска»
Скоморохи (хором). Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Скоморох 1. Маленькие и большие!
Скоморох 2. Здравствуйте, ребятишки!
Скоморохи (хором). Девчонки и мальчишки!
Скоморох 2. Гулянье народное открывать пора, скорее, скорее сюда, сюда!
Первый слайд
Скоморох 1. Сегодня будем зимушку провожать, Масленицу прославлять!
Скоморох 2. А весну-красну к нам зазывать!
Ведущий. Слушайте, послушайте, люди добрые!
Не шутки ради или приличия, а по русскому обычаю, по старому непреложному правилу собраться всем предложено на чай, на угощенье, на гулянье да на игрище! Ручейки-хороводы водить. веселиться, играть, песни звонкие петь - зиму провожать!
Звучит фонограмма вьюги. Фонограмма «Метель»
Скоморох 1. Ой, что я слышу! Это вьюга воет! Это Зима торопится к нам на праздник.
Скоморох 2. Давайте все дружно встретим ее веселой зимней песней.
Все поют песню "Зимапроходит". Фонограмма «Зима проходит»
Выходит Зима
Зима. Здравствуйте, друзья!
Ведущий. Здравствуй, Зимушка! Добро пожаловать к нам! Видишь, как ребята тебя любят, задорной песней тебя встречают.
Зима. Я вам очень благодарна и, в свою очередь, с удовольствием радую ребятишек зимними забавами.
Ребята, любите ли вы зиму?
На санках и на лыжах катались?
А Дед Мороз со Снегурочкой к вам приходили?
Скоморох 1. Ребята, у нас чудеса какие-то происходят.
Скоморох 2. Весна на дворе, а к нам вдруг Зимушка-зима пожаловала. Это почему?
Зима. Чтобы сегодня все свои права передать сестрице Весне. Каждый год по-разному, обычно в конце февраля или в начале марта, встречаются зима и весна. В честь этой встречи издавна устраивались народные гулянья, которые назывались "масленица".
Ведущий. Сколько дней гостит у нас Масленица?
Зима. Семь дней, ровно одну неделю. Каждый день праздника имеет свое название и свой смысл.
Вед.-Давайте позовём Масленицу в гости.
Зима Душа ль ты моя Масленица, сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор.
На горах покататься. В блинах поваляться.
Ведущий- Нет, не идёт что-то масленица. Как же будем без неё весну встречать? Видно придётся всем вместе её позвать. Давайте сделаем так: я начну звать масленицу, а вы все повторяйте за мной каждую фразу.
Дорогая , гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, трёхаршинная.
Лента алая двухполтинная
Платок беленький новомодненький.
Шуба синяя, латки красные.
Лапти частые, головастые.
Приезжай, масленица, в гости на широкий двор!
Под музыку выходит Масленица. Фонограмма «Блин-оладушек»
Масленица. Здавствуйте, гостидорогие! Рада встрече с вами. Расскажу я вам сейчас, как встречали Масленицу издревна на Руси.
Понедельник называется "встреча". В домах начинают печь блины, делают тряпичную
куклу с длинной косой, одевают ее в девичий наряд, усаживают на почетное место.
Вторник - заигрыш. Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры.
Ведущий. Давайте и мы сегодня с вами поиграем в снежки!
Игра ватными снежками. Закинуть снежкив корзину.
Масленица. Середина недели - среда - лакомка. Почему среда на Масленицу называлась "лакомка"? (Дети отвечают).
Ведущий. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки.
Фонограмма «Блин-оладушек»
Масленица. Наступает четверг- широкий четверток. Масленичный разгул, катание на санях, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости.
Масленица. Пятница - тещины вечеринки! Зятья, папы идут в гости к бабушкам, маминым мамам.
Масленица. Суббота - посиделки! (Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, озорные частушки, танцуют)
Частушки фонограмма «Частушки»
Ученица 1.
Эх, топни нога, топни правенькая!
Я плясать пойду, хоть и маленькая!
Ученица 2.
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Ой, блиночки мои, подрумяненькие!
Ученица 3.
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала!
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Ученик 4.
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Ученик 5.
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху!
Ученик 6.
Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку!
Стал он русскую плясать,
А потом вприсядку!
Ученик 7.
Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей,
Под другою - серый гусь,
Я плясать-то не боюсь!
Ученица 8.
У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые!
Ученик 9.
Шел дорожкой полевой,
Нашел платочек носовой.
Синяя каемочка –
Платок моей Аленочки.
Ученица 10.
Как на масленой неделе
Со стола блины летели!
И сметана, и творог –
Все летело под порог.
Ученики (хором).
Хороши у нас частушки,
Хороши припевочки.
Веселитесь вместе с нами,
Мальчики и девочки!
Ученики (хором)
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Масленица. Воскресенье - прощеный день, самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью.
Скоморох 1.
Масленицу провожаем, весну-красну встречаем!
Гостья погостила, с зимушкой простилась!
Скоморох 2.
С крыши капели - грачи прилетели.
Воробьи чирикают - они весну кликают.
Зима. Спасибо вам, вестники весны! Настала пора повстречаться с моей сестрицей - Весной!
Ведущий. Ребята, чтобы Весна пришла Зиме на смену, надо ее покликать! Давайте хором произнесем слова:
Жучик, крючик, паучок,
Прилети к нам, куличок,
Биту, виту, виту-лай,
Принеси Весну в наш край! (выучитьс детьминаизусть)
Выходит Весна. Фонограмма «Тучи превращаются»
Весна. Я Весна-красна, бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки!
Прогоняю с речки лед, светлым делаю восход!
Всюду - в поле и в лесу - людям радость я несу!
Зима. Здравствуй, сестрица, Весна красная!
Весна. Здравствуй, Зимушка прекрасная!
Редко мы с тобой встречаемся!
Зима. Да, только раз в году, на проводах Масленицы.
Весна. Ребята, а я вам загадки приготовила! Даром время не теряйте, дружно хором отвечайте!
Загадки:
1.Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (блины)
2.Из горячего колодца через нос водица льётся, (самовар, чайник)
3.Две плетёнки, две сестрёнки.
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мёрзли пять, да пять.
4.Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой.
Утром в школу, днём - домой, (валенки)
5.Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры, помчались с горы, (санки)
6.Ящик на коленях пляшет.
То поёт, то горько плачет, (гармонь)
Скоморохи ошибаются, смеша детей.
Весна, А где же Масленица? Пора ее провожать!
Ведущий. Подожди, Весна, ребята тоже готовились к твоей встрече и к празднику Масленицы.
Дети исполняют песню «Веснаприходит» Фонограмма «Пришла весна»
Ведущий. Какие вы все молодцы! Теперь настало время провожать Масленицу.
Скоморохи ведут девушку-Масленицу, ходят по кругу. Масленица угощает всех блинами. Фонограмма «Блин-оладушек»
Вед. Весна (хором).
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром, с сыром, с маслом, с яйцом,
Со блинами, с пирогами и с оладьями.
Блины масленые, ватрушки мазаные.
Мы катались с горки от зари до зарьки,
А сегодня, а сегодня наше кончается веселье.
Прощай, прощай, наша Масленица!
Скоморохи уводят Масленицу.
Ведущий. В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. Сжигали Масленицу под слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!
Ведущий. Ребята, вкусныебылиблины? Давайте споём песню про блины.
Исполняется русская народная песня "Блины".
Мы давно блинов не ели! Мы блиночков захотели?
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
В кадке новой растворили, два часа блины ходили.
Растворили на дрожжах,
Не удержишь на вожжах!
Припев.
Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица
Припев.
Напекла она поесть сотен пять, а может, шесть.
Припев.
На поднос она кладет к столу сама несет.
Припев.
Гости, будьте же здоровы - вот блины наши готовы!
Весна: А чтоб гости не грустили,
мы столы уже накрыли -
На блины вас приглашаем.
Пир горою начинаем!
Вед. Угощайтесь, гости, дорогие!
Вот блинчиков пара, Ешь с пылу, с жару!
Все румяны и красивы!
Хором: А за праздник всем спасибо!
Тема урока: Г.Цыферов «Маленький тигр»
Цели урока:
- обеспечить условия для совершенствования техники чтения (осознанное,
выразительное чтение целыми словами),
-расширять знания о разнообразных формах художественных произведений (сказка,пословица, скороговорка, поговорка);
- формировать у детей интерес к сказкам и книгам, в которых их можно
найти;
- развивать речь учащихся, творческое воображение, умение работать с
художественным текстом;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,
создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и
навыков взаимодействия.
Оборудование:
- текст для чтения («Маленький тигр» Г.Цыферов)
- приложение для интерактивной доски
-цветик-семицветик с надписями
Ход урока:
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством детского писателя Г.Цыферова
- развивать навык осознанного чтения, используя на уроке стратегии чтения: «чтение в кружок», «синквейн»;
- развивать навыки выразительного чтения;
- способствовать развитию устной монологической речи;
- воспитывать чувство прекрасного в детях.
Оборудование:
- слайдовая презентацияприложение 1 (творчество Г.Цыферова, паровозик из Ромашково)
- приложение-раскраски;
-приложение-творческие листы.
Ход урока:
Орг. момент. (слайд 1)
Мы приветствуем гостей, дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых!
Актуализация опорных знаний.
- К какому уроку приготовились? ( к уроку чтения)
- Чем бы хотели сегодня на уроке заниматься? (читать, узнавать что-то новое, фантазировать)
- А откуда можно узнать что-то новое и интересное? (из книг) (слайд 2)
- Сегодня на уроке ваше желание исполнится. Мы оправимся в замечательное путешествие в мир сказок, которые для вас придумал писатель Геннадий Цыферов.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Технология представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретенные знания.
Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся .
На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным .
На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается .
Технологию развития критического мышления применяю на различных предметах. Особенно меня заинтересовало использование данной технологии на уроках русского языка и литературного чтения .
Уроки построены по технологии критического мышления. Данные уроки были проведены как открытые для учителей города и получили положительные отзывы учителей.
Уроклитературного чтения
2 класс,31.10.2014
тема урока: «Девушка—чайка» (крымская легенда)
Цель: познакомить учащихся с новым жанром легендой; работать над формированием правильного типа читательской деятельности; развивать критическое мышление учащихся, речь; продолжить работу по обогащению словаря учащихся; воспитывать интерес к чтению; продолжить работу в группах; формировать умение проводить рефлексию.
Оборудование:мультимедийная презентация, интерактивная доска, листы c текстами легенды для каждого ученика, конверты со словами, альбомные листы для каждой группы, опорные слова.
Ход урока:
Орг.момент.
Вст. Беседа (слайд2, 3)
31 октября отмечается Международный День Чёрного моря. Именно в этот день 13 лет назад 6 стран подписали план действий по спасению Чёрного моря.
Что значит для нас Чёрное море?
- это отдых (слайд 4)