Нестратова  Марина

Возможности смешанного обучения. Ротация станций по теме "Дом" английский язык 4 класс

Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, -это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Один из путей решения данной проблемы – реализация принципов тьюторского сопровождения в урочной и внеурочной деятельности. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. В современных образовательных условиях тьюторское сопровождение предполагает вовлечение учащихся в разные формы образовательной деятельности. Педагог-тьютор концентрируется на таких формах работы с детьми, которые позволяют реализовывать индивидуальный образовательный маршрут для одного или группы учащихся. Выделяют следующие методы тьюторского сопровождения: - методы практикоориентированной деятельности - методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса), - проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио), - психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование), - методы активного обучения, - методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей) - методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах). Одним из наиболее эффективных способов реализации тьюторского подхода в урочной деятельности является применение смешанного обучения. Смешанное обучение – это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн обучением. Обучение с участием учителя является важной частью смешанного обучения. Учитель демонстрирует ученикам способы мышления, модели организации взаимоотношений. Онлайн среда дает возможность самостоятельно контролировать темп, время и место обучения, выстраивать образовательный маршрут, помогает развивать навыки планирования, самоконтроля, саморегуляции. Одна из основных задач тьюторства - развитие метапредметных умений и применение смешанного обучения помогает реализовать эту задачу. Одна из наиболее эффективных моделей смешанного обучения – это модель «ротация станций». Она включает в себя сразу несколько методов тьюторского сопровождения: проектный метод, метод самостоятельной работы, метод активного обучения, самоанализ, рефлексию. В модели «ротация станций» учащиеся делятся на три группы. Каждая группа работает в своей станции: станция работы с учителем, онлайн станция, станция проектной деятельности. Во время урока через определенный промежуток времени группы перемещаются с одной станции на другую согласно своим маршрутным листам так, чтобы поработать на каждой из станций. На станции работы с учителем учитель может обеспечить максимально индивидуальный подход за счет уменьшения количества учащихся в группе, он может учесть индивидуальные особенности учащихся, уделить внимание пробелам в знаниях, обеспечить максимальную обратную связь, помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно сконструировать индивидуальный образовательный маршрут и помочь его реализовать. Работа в онлайн станции позволяет развивать самостоятельность учащихся ответственность за результат своей деятельности, умение учиться. Здесь учащиеся могут изучать новый материал, проверить свои знания с помощью викторин и онлайн тестов или потренироваться на тренажерах с автоматической проверкой. В маршрутном листе для группы могут быть ссылки на задания с разным уровнем сложности, разработан индивидуальный маршрут для мини-группы учащихся. На станции проектной работы учащиеся могут применить знания и навыки на практике, развивают коммуникативные навыки, учатся сотрудничать. Они могут выполнять групповые практические задания, учебные мини-исследования или даже играть в настольные игры по изучаемой теме. Основными функциями тьютора в отношении обучающихся являются: • диагностика состояния и процесса обучения обучающихся; • осуществление целеполагания; • мотивация и вовлечение обучающихся; • управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся; • коррекция деятельности обучающихся; • контроль выполнения заданий; • рефлексия деятельности (своей и обучающихся) Большинство этих функций можно реализовать через применение в урочной деятельности смешанного обучения вообще и модели «ротация станций» в частности. Деление класса на малые группы и работа в онлайн среде с мгновенной обратной связью позволяют существенно повысить качество обратной связи, что положительно влияет на результаты обучения. Многие онлайн тренажеры подбирают учащимся задания с учетом допущенных ими ошибок в предыдущих заданиях, что позволяет диагностировать процесс обучения и управлять им. Разнообразие видов заданий (викторина с выбором ответа, выделение слов, распределение по группам, классификация, кроссворд, игры и викторины и т. д.) делает процесс обучения увлекательным. При этом ученик может выполнять задание до тех пор, пока не выполнит правильно. Главное в интерактивных заданиях - чтобы ученик научился, а не получил отметку. Заключительным этапом урока в модели «ротация станций» всегда является рефлексия деятельности группы и всех ее участников. Роль рефлексии в деятельности тьютора незаменима. Рефлексия является смыс¬ловым центром личности и механизмом развития человека. Рефлексия может быть направлена на цели и со¬держание занятия, на технологии его воплощения, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответст¬вия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. В качестве примера урока в модели «ротация станций» предлагаю маршрутные листы групп для урока английского языка по теме «Дом». Маршрутный лист: Группа 1 1. Начинает с работы в зоне с учителем (10 минут) Чтение текста “English homes”, составление плана пересказа, краткий пересказ текста 2. Переход в зону групповой проектной работы (10 минут) Задание для работы в группе: 1. Подписать приклеенные на ватман предметы мебели на английском языке 2. Раскрасить предметы интерьера в соответствии с описанием 3. Переход в зону online (10 минут) Задание на станции: перейдите с помощью QR кода на викторину по теме «Дом», выполните задания-тренажеры Маршрутный лист: Группа 2 1. Начинает с работы в зоне online Задание на станции: (10 минут) перейдите с помощью QR кода на викторину по теме «Дом», выполните задания-тренажеры 2. Переход в зону работы с учителем (10 минут) Чтение текста “English homes”, работа в стратегии «ЗХУ» (Знал, Хочу узнать, Узнал новое) 3. Переход в зону групповой работы (10 минут) Задание для работы в группе: 1) Рассмотреть схематическое изображение комнаты с предметами интерьера 2) Составить и записать подробное описание комнаты, описать расположение предметов относительно друг друга на английском языке Маршрутный лист: Группа 3 1. Начинает в зоне групповой работы Задание для работы в группе: (10 минут) 1) Прочитайте описание комнаты, расположение предметов мебели в ней относительно окон, двери, друг друга 2) Приклейте на ватман картинки предметов мебели так, чтобы получившаяся комната полностью соответствовала описанию. 2. Переход в зону online (10 минут) Задание на станции: перейдите с помощью QR кода на викторину по теме «Дом», выполните задания-тренажеры 3. Переход в зону работы с учителем Чтение текста “English homes” в стратегии «Чтение в кружок». (10 минут) Список литературы: 1. Андреева, Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87. 2. Андреева Н.В.,Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение/Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. – Москва: Буки Веди, 2016. – 280 с. 3. Ковалева, Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
Просмотров: 1667
Комментариев: 0
Нестратова  Марина

Музей проживания на уроке английского языка в 3 классе

Применение технологии«Музей проживания одного произведения» в аспекте развития коммуникативных компетенций младших школьников на уроках английского языка

При обучении школьников английскому языку, одна из наиболее актуальных проблем – это, так называемый «языковой барьер», боязнь учащихся говорить на неродном им языке. Очень часто учащиеся, даже обладающие хорошим лексическим запасом и знающие многие грамматические конструкции, стесняются или даже боятся говорить на английском языке. Эта проблема тем более актуальна, что на этапе итоговой аттестации учащимся необходимо демонстрировать сформированные языковые компетенции. Музей проживания – это одна из технологий, которые позволяют организовывать работу учащихся с текстом, осуществлять эмоциональное погружение, снимает языковой барьер и учит правильно строить монологическое и диалогическое высказывание.

Музей проживания одной книги – это музей-мастерская. Это процесс кропотливой работы с текстом с применением предтекстовых, текстовых и послетекстовых стратегий чтения.В ходе урока-мастерской учащиеся сотрудничают с учителем и со сверстниками: вступают в учебный диалог, соблюдая правила речевого поведения, аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения, моделируют монологические высказывания (как устные, так и письменные). Музей проживания – это коллекция экспонатов, созданная руками учеников в сотрудничестве с учителем в процессе глубокого и всестороннего изучения событий, предметов произведения и выставленная напоказ, сопровождаемый объяснением. Экспонатами могут быть работы, выполненные в разной технике (рисунок, лепка,работа из бумаги, ткани, природного материала или совмещение разных техник), письма, написанные герою книги или от имени героя, диалоги неодушевленных предметов, в основе которых лежит хорошо известный прием олицетворения или откровение вещи. Это могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к литературному герою.

Особенностью использования данной технологии на уроках английского языка является то, что общение учащихся в ходе работы служит не только средством достижения цели, но и само является целью урока. На этапе работы с текстом произведения учащиеся используют различные стратегии текстовой деятельности. А на этапевыбора экспоната для представления, способа его создания они порождают монологические и диалогические высказывания на английском языке, задают друг другу вопросы, выражают согласие или несогласие с собеседником. Затем учащимся нужно создать сопроводительную карточку к своему экспонату, то есть создать письменное высказывание по теме. На последнем этапе группа должна подготовить экскурсовода – участника группы, который расскажет об экспонате и ответит на вопросы участников других групп.

Деятельность по созданию музея проживания книги предполагает следующие этапы: знакомство с понятием «Музей проживания книги», работу с текстом произведения, создание экспонатов, открытие музея, проведение экскурсий и рефлексию.

1 этап. Знакомство с понятием «Музей проживания произведения». На данном этапе учащиеся знакомятся или актуализируют известную им информацию о понятиях «музей», «экспонат», «экскурсия».

2 этап. Работа над текстом произведения. На подготовительном этапе учащимся предлагается предугадать о чем будет текст по его названию. Затем идет работа с частями текста в группах. Каждая группа работает со своих отрывком текста. Учащиеся знакомятся с текстом, выбирают ключевые слова и понятия, важную информацию. Работа с частями текста направлена на внимательное чтение произведения с выделением деталей, которые впоследствии могут стать экспонатами музея. Одной из применяемых стратегий может стать «Чтение в кружок», которая предполагает чтение по очереди по абзацам

3 этап. Создание экспонатов.Во время чтения ребятам предлагается выделять в тексте ключевые слова, создавать кластер или паутинку ассоциаций по отрывку. В результате этой работы появляются идеи того, что может стать экспонатом для музей. Ребята выбирают один или несколько экспонатов для своей группы. Работая по инструкции «Создание музейного экспоната», обучающиеся формируют навыки сотрудничества со сверстниками: учитывают позицию другого, согласовывают свои действия, регулируют спорные вопросы, приводят аргументы для поддержания своего мнения.Обращаясь за помощью к учителю, формулируют свои затруднения, соблюдая правила речевого поведения. На этом этапе важно уметь договориться о деталях экспоната и распределить обязанности. Параллельно с моделированием экспоната ведется работа по составлению паспарту, которое должно содержать название, краткую информациюи цитату изтекста, характеризующую экспонат. На этом же этапе ребята выбирают экскурсовода, который должен будет рассказать об экспонате. экскурсовод составляет речь на основе высказываний разных членов группы.

4 этап. Открытие музея. На этом этапе учащиеся выставляют свои экспонаты, сопроводительные карточки к ним, уместно сопроводить открытие коротким видеороликом по произведению, цитатами из него.

5 этап. Проведение экскурсий. Целью данного этапа является создание условий для демонстрации своих достижений, приобретение навыка публичного выступления, возможности вызова на диалог посетителей музея. Экскурсанты расширят свой круг чтения, смогут задать вопросы экскурсоводам.

6 этап. Рефлексия. На данном этапе от учащихся требуется самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позицией соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действия. Выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результат и качество выполнения задания. Что надо изменить? Что можно было выполнить по-другому? Какую дополнительную информацию можно было использовать? Отражение чувств, ощущений – это материал для учителя, для усовершенствования дальнейшей работы.

Как пример создания Музея проживания одной книги я предлагаю урок по аутентичной сказке The Gingerbread man в 3 классе

Этап

Содержание

Стратегия

Акценты, выводы, умозаключения

Подготовительный этап

Разговор о музеях, экспонатах, экскурсиях.

Разговор о фольклоре, народных сказках разных стран, их отличительных чертах

ЗХУ

Вывод по особенностям фольклорных произведений

Ассоциации к словосочетанию «The Gingerbread man»

Попытаться предугадать, о чём пойдет речь в книге, какие возникают ассоциации, когда впервые услышал название

Антиципация

Работа с текстом по группам.

Чтение текста вслух по частям и ответы на вопросы, которые задаются ккаждомуотрывку до переходак чтению следующей частикниги.

Выбор ключевых слов, деталей, которые впоследствии могут стать экспонатами

Чтение с остановками

Паутинка ассоциаций

Управление процессом осмысления текста.

Работа по созданию экспоната

Инструкция по созданию музейного экспоната

  • 1.Прочитайте внимательно текст.
  • 2.Найдите главные детали текста, которые могут быть экспонатом.
  • 3.Обозначьте ключевые слова и словосочетания, которые характеризуют ваш экспонат.
  • 4.Смоделируйте ваш экспонат и сделайте его.
  • 5.Сделайте паспарту к вашему экспонату (название экспоната, краткая информация о нём, цитата из текста, характеризующая экспонат)
  • 6.Выберите экскурсовода, который в процессе работы будет собирать информацию для выступления.

Памятка экскурсоводу

  • 1.Подготовь устное выступление.
  • 2.В процессе работы записывай наиболее удачные высказывания членов творческой группы об экспонате.
  • 3.Составь план своего выступления.
  • 4.Вставь в свой рассказ эмоциональные моменты текста, над которым работала группа.
  • 5.Составь рассказ об экспонате.
  • 6.Подумай, какие вопросы могут задать вашей группе посетители музея.

Индивидуальное или групповое создание экспонатов с использованием различных техник (рисунки, аппликации, коллажи, макеты и т.д.).

Презентация экспоната

  • 1.Чтение своего отрывка текста.
  • 2.Представление экспоната экскурсоводом.
  • 3.Размещение экспоната в экспозицию
  • 4.Ответы на вопросы.

Рефлексия через возврат к антиципации

Совпало ли предположение

Общий вывод через «открытый диалог с читателем»

В книге говорится…

Хочется сказать…

Можно предположить…

Честно говоря…

Я знаю…

Теперь я точно уверен…

Стратегия открытых вопросов - открытый вопрос имеет множественные ответы, его ещё называют вопросом для обсуждения.

Используемые ресурсы

1. Захарова, Н.И., Булавина, Т.А. Технология «Музей проживания одного произведения». Статья в журнале «Библиотека в школе» - М.: Просвещение, 2012 № 6.

2. Сметанникова Н.Н.Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /. - М.: Баласс, 2012.

3. Сметанникова Н.Н.Стратегиальный подход к обучению чтению. –М.,2005. «Школьная библиотека»

4. Факанова Е. В. Организация внеурочной деятельности по литературе в формате «Музей проживания книги» как способ формирования Коммуникативных умений обучающихся 5-6 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 123–129. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770123.htm.

o��l�� �` 

Просмотров: 877
Комментарий: 1
Нестратова  Марина

Создание афиш, буклетов и презентаций в программе Piktochart

Piktochart – это приложение, с помощью которого любой человек, даже совершенно лишенный художественного таланта, сможет создать эффектную инфографику для использования в Интернете, презентациях и докладах. При этом ему не понадобятся никакие дорогостоящие профессиональные программы и специальные умения. Все, что необходимо – это современный браузер и соединение с сетью Интернет.

Просмотров: 1093
Комментариев: 0
Нестратова  Марина

Отзыв о книге «Школа будущего» К. Робинсона и Лу Ароники. Авторы: методическое объединение учителей английского языка

Просмотров: 794
Комментариев: 0
Нестратова  Марина

Урок с использованием стратегий текстовой деятельности «Проектный день родного языка»

Просмотров: 914
Комментариев: 0
Нестратова  Марина

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В АСПЕКТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Решению данных проблем способствует использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку, лежащего в основе Стандартов нового поколения. В логике деятельностного урока я активно использую методические приемы, которые позволяют активизировать совместную деятельность учителя и учащихся. Опираясь на структурные элементы деятельностного урока, методы и приемы можно представить в соответствии с этапами урока, на которых целесообразно их применять.

На этапе проблематизациив своей педагогической практике активно использую такойрезультативный метод, как «Паутинка ассоциаций».В начале урока учащимся предлагается слово, которое тесно соотносится с темой урока. Они называют свои ассоциации к нему, учитель записывает их на доске. Этот метод активизирует деятельность учащихся на уроке, подготавливает их к дальнейшей работе.

На этапе актуализации знанийрезультативным являетсяприем «Верите ли Вы, что………». Учитель предлагает учащимся несколько утверждений, а учащиеся должны отметить, правильны ли эти утверждения (Is it true or false), основываясь на своем личном опыте и уже имеющихся знаниях. А затем, в основной части урока, после знакомства с темой или прочтения текстанужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученные новые знания.

На этапе целеполагания использую такой метод, как «Выяснение ожиданий и опасений». На большом листе рисуется дерево, а на его листиках ученики пишут свои ожидания от урока и свои опасения. Из ожиданий учащиеся в совместной деятельности с учителем ставят цели урока. В конце урока к дереву нужно обязательно вернуться еще раз и тогда работа с ним послужит графическим приемом рефлексии. Все сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения закрашиваются зеленим цветом (это хорошо, когда ожидания сбылись, а то, чего боялись, не случилось), а несбывшиеся ожидания и сбывшиеся опасения – желтым. По дереву можно судить, насколько получилось достигнуть целей урока: если дерево зеленеет – ждем плодов, а если пожелтело и завяло, значит, что-то мы сделали не так.Прием хорош тем, что воздействует на эмоции учащихся и наглядно учит их приемам рефлексии. Что я ожидал, сбылось ли это, почему.

На этапе работы с новым материалом хорошо зарекомендовала себя стратегия «Кольца Венна». Она прекрасно подходит для наглядного сравнения двух явлений, например двух грамматических времен. Работая с данной стратегией,ребята обобщают и систематизируют имеющуюся информацию, дифференцируют понятия.В пересечение колец мы записываем общее для этих времен. А в кольца по пунктам записываем различия между временами.

На этапе осмысления темы или текста можно использовать такую стратегию, как Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов. Это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания. «Тонкие вопросы» - это те, на которые можно дать однозначный ответ. А «толстые вопросы» - это те, на которые ответить столь определенно не возможно. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. В английском языке применение данной стратегии особенно актуально потому, что ребятам нужно правильно задать вопросы по смыслу текста, но и построить вопрос грамматически верно, использовав нужный вспомогательный глагол, поставив слова в правильном порядке. Даже задание части С в ЕГЭ предполагает написание трех вопросов другу, а также полные и развернутые ответы на его вопросы. Сначала ребята учатся задавать тонкие вопросы, начинающиеся со слов «кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них, опираясь на текст. А затем, в более старшем возрасте, ребята записывают и задают друг другу толстые вопросы, которые начинаются со слов: «почему?», «а что было бы, если….?», «почему вы считаете, что….?», «сравните…». Эти вопросы является проблемными и часто не имеют однозначного ответа, но зато учат рассуждать и обосновывать свое мнение, что немаловажно.
В аспекте деятельностного подхода значимую роль имеет формирующее оценивание, которое оценивает не эмоциональное состояние учащихся на уроке, а позволяет выявить возникшие проблемы и наметить пути их решения в самостоятельной деятельности учащихся дома или на следующем уроке. Метод «Все у меня в руках» позволяет учащимся самостоятельно проводить формирующее оценивание.Участники обводят на листе свою руку и отвечают на вопросы, записывая ответа в контурах пальцев.

Большой палец – над этой темой я хотел бы еще поработать (большой – хочется больше знать)

Указательный – здесь мне были даны конкретные указания (то есть все понял)

Средний – мне здесь не совсем понравилось (то есть было средненько)

Безымянный – психологическая атмосфера на уроке

Мизинец -мне здесь не хватило (самый маленький палец – мне было мало….) Таким образом, ученики выявляют возникшие сложности, оценивают свою деятельность на уроке.

Данные методы и приемы, используемые на уроках английского языка, позволяют осуществлять системно-деятельностный подход и активизируют совместную деятельность учителя и учащихся на уроке.

Список литературы:

1. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

2.Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Электронные сборники:

Копилочка активных методов обучения. Мой университет.

оф�x-?!
Просмотров: 570
Комментариев: 0
Нестратова  Марина

Проект по формированию и развитию учителем английского языка творческой одаренности учащихся в учебной и внеучебной деятельности в аспекте внедрения ФГОС ООО

Просмотров: 719
Комментариев: 0