Применение технологии«Музей проживания одного произведения» в аспекте развития коммуникативных компетенций младших школьников на уроках английского языка
При обучении школьников английскому языку, одна из наиболее актуальных проблем – это, так называемый «языковой барьер», боязнь учащихся говорить на неродном им языке. Очень часто учащиеся, даже обладающие хорошим лексическим запасом и знающие многие грамматические конструкции, стесняются или даже боятся говорить на английском языке. Эта проблема тем более актуальна, что на этапе итоговой аттестации учащимся необходимо демонстрировать сформированные языковые компетенции. Музей проживания – это одна из технологий, которые позволяют организовывать работу учащихся с текстом, осуществлять эмоциональное погружение, снимает языковой барьер и учит правильно строить монологическое и диалогическое высказывание.
Музей проживания одной книги – это музей-мастерская. Это процесс кропотливой работы с текстом с применением предтекстовых, текстовых и послетекстовых стратегий чтения.В ходе урока-мастерской учащиеся сотрудничают с учителем и со сверстниками: вступают в учебный диалог, соблюдая правила речевого поведения, аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения, моделируют монологические высказывания (как устные, так и письменные). Музей проживания – это коллекция экспонатов, созданная руками учеников в сотрудничестве с учителем в процессе глубокого и всестороннего изучения событий, предметов произведения и выставленная напоказ, сопровождаемый объяснением. Экспонатами могут быть работы, выполненные в разной технике (рисунок, лепка,работа из бумаги, ткани, природного материала или совмещение разных техник), письма, написанные герою книги или от имени героя, диалоги неодушевленных предметов, в основе которых лежит хорошо известный прием олицетворения или откровение вещи. Это могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к литературному герою.
Особенностью использования данной технологии на уроках английского языка является то, что общение учащихся в ходе работы служит не только средством достижения цели, но и само является целью урока. На этапе работы с текстом произведения учащиеся используют различные стратегии текстовой деятельности. А на этапевыбора экспоната для представления, способа его создания они порождают монологические и диалогические высказывания на английском языке, задают друг другу вопросы, выражают согласие или несогласие с собеседником. Затем учащимся нужно создать сопроводительную карточку к своему экспонату, то есть создать письменное высказывание по теме. На последнем этапе группа должна подготовить экскурсовода – участника группы, который расскажет об экспонате и ответит на вопросы участников других групп.
Деятельность по созданию музея проживания книги предполагает следующие этапы: знакомство с понятием «Музей проживания книги», работу с текстом произведения, создание экспонатов, открытие музея, проведение экскурсий и рефлексию.
1 этап. Знакомство с понятием «Музей проживания произведения». На данном этапе учащиеся знакомятся или актуализируют известную им информацию о понятиях «музей», «экспонат», «экскурсия».
2 этап. Работа над текстом произведения. На подготовительном этапе учащимся предлагается предугадать о чем будет текст по его названию. Затем идет работа с частями текста в группах. Каждая группа работает со своих отрывком текста. Учащиеся знакомятся с текстом, выбирают ключевые слова и понятия, важную информацию. Работа с частями текста направлена на внимательное чтение произведения с выделением деталей, которые впоследствии могут стать экспонатами музея. Одной из применяемых стратегий может стать «Чтение в кружок», которая предполагает чтение по очереди по абзацам
3 этап. Создание экспонатов.Во время чтения ребятам предлагается выделять в тексте ключевые слова, создавать кластер или паутинку ассоциаций по отрывку. В результате этой работы появляются идеи того, что может стать экспонатом для музей. Ребята выбирают один или несколько экспонатов для своей группы. Работая по инструкции «Создание музейного экспоната», обучающиеся формируют навыки сотрудничества со сверстниками: учитывают позицию другого, согласовывают свои действия, регулируют спорные вопросы, приводят аргументы для поддержания своего мнения.Обращаясь за помощью к учителю, формулируют свои затруднения, соблюдая правила речевого поведения. На этом этапе важно уметь договориться о деталях экспоната и распределить обязанности. Параллельно с моделированием экспоната ведется работа по составлению паспарту, которое должно содержать название, краткую информациюи цитату изтекста, характеризующую экспонат. На этом же этапе ребята выбирают экскурсовода, который должен будет рассказать об экспонате. экскурсовод составляет речь на основе высказываний разных членов группы.
4 этап. Открытие музея. На этом этапе учащиеся выставляют свои экспонаты, сопроводительные карточки к ним, уместно сопроводить открытие коротким видеороликом по произведению, цитатами из него.
5 этап. Проведение экскурсий. Целью данного этапа является создание условий для демонстрации своих достижений, приобретение навыка публичного выступления, возможности вызова на диалог посетителей музея. Экскурсанты расширят свой круг чтения, смогут задать вопросы экскурсоводам.
6 этап. Рефлексия. На данном этапе от учащихся требуется самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позицией соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действия. Выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результат и качество выполнения задания. Что надо изменить? Что можно было выполнить по-другому? Какую дополнительную информацию можно было использовать? Отражение чувств, ощущений – это материал для учителя, для усовершенствования дальнейшей работы.
Как пример создания Музея проживания одной книги я предлагаю урок по аутентичной сказке The Gingerbread man в 3 классе
Используемые ресурсы
1. Захарова, Н.И., Булавина, Т.А. Технология «Музей проживания одного произведения». Статья в журнале «Библиотека в школе» - М.: Просвещение, 2012 № 6.
2. Сметанникова Н.Н.Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /. - М.: Баласс, 2012.
3. Сметанникова Н.Н.Стратегиальный подход к обучению чтению. –М.,2005. «Школьная библиотека»
4. Факанова Е. В. Организация внеурочной деятельности по литературе в формате «Музей проживания книги» как способ формирования Коммуникативных умений обучающихся 5-6 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 123–129. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770123.htm.
o��l�� �`
Piktochart – это приложение, с помощью которого любой человек, даже совершенно лишенный художественного таланта, сможет создать эффектную инфографику для использования в Интернете, презентациях и докладах. При этом ему не понадобятся никакие дорогостоящие профессиональные программы и специальные умения. Все, что необходимо – это современный браузер и соединение с сетью Интернет.
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Решению данных проблем способствует использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку, лежащего в основе Стандартов нового поколения. В логике деятельностного урока я активно использую методические приемы, которые позволяют активизировать совместную деятельность учителя и учащихся. Опираясь на структурные элементы деятельностного урока, методы и приемы можно представить в соответствии с этапами урока, на которых целесообразно их применять.
На этапе проблематизациив своей педагогической практике активно использую такойрезультативный метод, как «Паутинка ассоциаций».В начале урока учащимся предлагается слово, которое тесно соотносится с темой урока. Они называют свои ассоциации к нему, учитель записывает их на доске. Этот метод активизирует деятельность учащихся на уроке, подготавливает их к дальнейшей работе.
На этапе актуализации знанийрезультативным являетсяприем «Верите ли Вы, что………». Учитель предлагает учащимся несколько утверждений, а учащиеся должны отметить, правильны ли эти утверждения (Is it true or false), основываясь на своем личном опыте и уже имеющихся знаниях. А затем, в основной части урока, после знакомства с темой или прочтения текстанужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученные новые знания.
На этапе целеполагания использую такой метод, как «Выяснение ожиданий и опасений». На большом листе рисуется дерево, а на его листиках ученики пишут свои ожидания от урока и свои опасения. Из ожиданий учащиеся в совместной деятельности с учителем ставят цели урока. В конце урока к дереву нужно обязательно вернуться еще раз и тогда работа с ним послужит графическим приемом рефлексии. Все сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения закрашиваются зеленим цветом (это хорошо, когда ожидания сбылись, а то, чего боялись, не случилось), а несбывшиеся ожидания и сбывшиеся опасения – желтым. По дереву можно судить, насколько получилось достигнуть целей урока: если дерево зеленеет – ждем плодов, а если пожелтело и завяло, значит, что-то мы сделали не так.Прием хорош тем, что воздействует на эмоции учащихся и наглядно учит их приемам рефлексии. Что я ожидал, сбылось ли это, почему.
На этапе работы с новым материалом хорошо зарекомендовала себя стратегия «Кольца Венна». Она прекрасно подходит для наглядного сравнения двух явлений, например двух грамматических времен. Работая с данной стратегией,ребята обобщают и систематизируют имеющуюся информацию, дифференцируют понятия.В пересечение колец мы записываем общее для этих времен. А в кольца по пунктам записываем различия между временами.
На этапе осмысления темы или текста можно использовать такую стратегию, как Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов. Это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания. «Тонкие вопросы» - это те, на которые можно дать однозначный ответ. А «толстые вопросы» - это те, на которые ответить столь определенно не возможно. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. В английском языке применение данной стратегии особенно актуально потому, что ребятам нужно правильно задать вопросы по смыслу текста, но и построить вопрос грамматически верно, использовав нужный вспомогательный глагол, поставив слова в правильном порядке. Даже задание части С в ЕГЭ предполагает написание трех вопросов другу, а также полные и развернутые ответы на его вопросы. Сначала ребята учатся задавать тонкие вопросы, начинающиеся со слов «кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них, опираясь на текст. А затем, в более старшем возрасте, ребята записывают и задают друг другу толстые вопросы, которые начинаются со слов: «почему?», «а что было бы, если….?», «почему вы считаете, что….?», «сравните…». Эти вопросы является проблемными и часто не имеют однозначного ответа, но зато учат рассуждать и обосновывать свое мнение, что немаловажно.
В аспекте деятельностного подхода значимую роль имеет формирующее оценивание, которое оценивает не эмоциональное состояние учащихся на уроке, а позволяет выявить возникшие проблемы и наметить пути их решения в самостоятельной деятельности учащихся дома или на следующем уроке. Метод «Все у меня в руках» позволяет учащимся самостоятельно проводить формирующее оценивание.Участники обводят на листе свою руку и отвечают на вопросы, записывая ответа в контурах пальцев.
Большой палец – над этой темой я хотел бы еще поработать (большой – хочется больше знать)
Указательный – здесь мне были даны конкретные указания (то есть все понял)
Средний – мне здесь не совсем понравилось (то есть было средненько)
Безымянный – психологическая атмосфера на уроке
Мизинец -мне здесь не хватило (самый маленький палец – мне было мало….) Таким образом, ученики выявляют возникшие сложности, оценивают свою деятельность на уроке.
Данные методы и приемы, используемые на уроках английского языка, позволяют осуществлять системно-деятельностный подход и активизируют совместную деятельность учителя и учащихся на уроке.
Список литературы:
1. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
2.Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Электронные сборники:
Копилочка активных методов обучения. Мой университет.
оф�x-?!