Александрова Ангелина

Методическая разработка уроков литературы в 6 классе, посвященных стихотворениям о Великой Отечественной войне

Уроки 1-2: «Фронтовая лирика К.М. Симонова, А.А. Суркова, Д.С. Самойлова»
Цель урока – актуализация знаний учащихся о Великой Отечественной войне, знакомство с основными этапами жизни и творчества К.М. Симонова, А.А. Суркова, Д.С. Самойлова, восприятие, истолкование, оценка стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Луна висит над опаленным садом», «Сороковые».
Просмотров: 852
Комментариев: 0
Новицкая  Ирина

Урок – путешествие по океану орфографических знаний .

 Цели:

  • Развивать умения сопоставлять правила о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корне;
  • Развивать внимание, тезаурус, мышление;
  • Продолжать работу по формированию самооценки учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сколько океанов вы знаете? Назовите их.

- Так вот, сегодня мыс вами отправляемся на корабле в путешествие по островам (волшебного) Океана Орфографических знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в добрый путь!

3.Подготовка к плаванию. Лексико – орфографическая работа.

- отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией

-Кто – нибудь знает значение слова « провизия»?

Провизия – это пищевые продукты,т. е. продукты питания.

Как я уже сказала, что путешественники запасаются провизией, в том числе и овощами.Какие овощи мы возьмём с собой, попробуйте отгадать.

Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. (Помидор)

Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова»(капуста)

Огородное растение с крупными семенами- горошинами.( горох)

Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым. ( огурец)

Про этот овощ сложена загадка: « Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали.» ( морковь)

По мере отгадывания загадок дети записывают название каждого овоща, обозначают ударение, подчёркивают буквы, написание которых надо запомнить.

- Какие слова – отгадкивы записали?

На данном этапе уместно ввести элементы критериального оценивания( детям очень нравится оценивать самих себя, они понимают , за что получают ту или иную оценку)

Проверка. Учитель открывает слова- отгадки. Детям даётся время на проверку( за каждое правильно написанное слово дети на полях ставят плюсик) На доске появляется таблица оценивания:

5 « +»- 5 баллов

4 « +»- 4 балла

3 « +»- 3 балла

2 « +»- 2 балла ( Дети сами оценивают себя по этой таблице

Далее...

Просмотров: 539
Комментариев: 0
Ахмадеева  Анна

Урок истории с использованием стратегий текстовой деятельности по теме: «Киевская Русь»

  « Киевская Русь»

Цель урока – обобщение материала о государстве Киевская Русь,   актуализация знаний учащихся о социально-экономическом, политическом, культурном развитии государства, об основных правителях государства и направлениях их внутренней и внешней политики, анализ исторических источников.

Задачи урока:

1.  Повторить и систематизировать материал по теме.

2.  Актуализировать знания учащихся о социально-экономическом, политическом, культурном развитии государства.

3.  Сравнить основные направления деятельности правителей государства.

4.  Научиться анализировать исторические источники.

Планируемые результаты

личностные:

Учащиеся должны:

 

·              продолжить приобщение к общечеловеческим нравственным и культурным ценностям;

·             

предметные:

знать о  значении Киевской Руси в мировой истории ;

 

·              знать об основных правителях государства;

·              понимать особенности социально-экономического, политического и культурного развития государства;

·              давать самостоятельную оценку историческим ситуациям, аргументируя её.

·       

метапредметные:

продолжить развитие познавательной активности;

 

·        продолжить развитие своих языковых и творческих способностей;

·        развивать навыки поисковой деятельности по тексту.

Межпредметные связи: МХК, литература.

Оборудование: УМК «История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс», авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2012.; мультимедийный проектор, колонки, доступ к Интернет-ресурсам.

Образовательная программа –  УМК «История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс», авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Методические приёмы

1.  Приветствие. Организационный момент.

Приветствие учеников, создание позитивной рабочей обстановки в классе. Распределение учеников по группам.

Рассаживаются за парты, открывают тетради.

Психологический настрой

2.  Погружение в тему урока.

Перед вами – скриншот, относящийся к одному из периодов истории России.   Пожалуйста, догадайтесь, о каком периоде идёт речь.

  Делают предположения

«Отсроченная отгадка»

3. Постановка целей и задач.

Вы уже знаете, о чем пойдет речь. Как бы вы сформулировали тему урока?

Самостоятельно формулируют учебные задачи:

1.     Повторить и систематизировать материал по теме.

2.  Актуализировать знания учащихся о социально-экономическом, политическом, культурном развитии государства.

3.  Сравнить основные направления деятельности правителей государства.

4.  Научиться анализировать исторические источники.

4. Актуализация знаний.

Объединение учащихся в группы.

Обсуждение заполненных карточек.

Просмотр интернет-урока о  Киевской Руси  и параллельно – заполнение информационных карточек   

«Информационная карточка»

5. Формирование новых знаний.

Продолжение работы в группах.

Работа с историческим источниками по технологии «Зигзаг».

Сопоставление кластеров .

Групповая работа:

1 группа – социально-экономическое развитие Киевской Руси;

2 группа – культура, быт и нравы Киевской Руси;

3 группа – политическое развитие Киевской Руси.

Технология «Зигзаг». Прием многократного повторения теоретических сведений.

6. Проблематизация.

 Чем государство Киевская Русь отличалось от королевств Западной Европы?

Записывают проблемный вопрос в тетрадь, размышляют над возможным ответом.

Обсуждение ответов.

 

Постановка проблемного вопроса.

7. Применение новых знаний

Давайте заполним таблицу, в которой сопоставим государство Киевская Русь и королевства Западной Европы.

 Заполнение концептуальной таблицы  

Прием «Концептуальная таблица» - «Линии сравнения».

8. Рефлексия.

Чтобы закрепить полученные знания, ответьте на вопросы.

Предлагаю вам критерии для оценки своей работы на уроке  

Ответы на вопросы.

Критериальное оценивание своей работы на уроке.

Фронтальный опрос, критериальное оценивание.

9. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание.

1.                 С помощью дополнительной литературы и Интернет-ресурсов напишите рассказ о повседневной жизни представителей различных сословий во времена Ярослава Мудрого.

2.                 Найдите сведения о печенегах в произведении А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».  Можно ли считать эту информацию исторически достоверной?

Самостоятельный выбор домашнего задания.

Просмотров: 777
Комментариев: 0
Ахмадеева  Анна

Урок английского языка с использованием стратегий текстовой деятельности по теме: «Рождество в Великобритании и России»

Цель урока – актуализация знаний о традициях и обычаях русского и английского народов, развитие  исследовательских способностей учащихся

Задачи урока:

  1. Сравнить традиции празднования Рождества в России и в Великобритании
  2. Обогатить и активизировать лексический запас по теме

 

Формирование УУД

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать цели и задач урока, а также пути их достижения.

2. Уметь оценивать свою работу по предложенным критериям.

 

Познавательные УУД

1. Пользоваться стратегиями текстовой деятельности.

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, схема).

3. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно и выборочно.

4. Осуществлять анализ и синтез.

5. Устанавливать причинно-следственные связи.

6. Построение логического рассуждения

 

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа.

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Личностные результаты

1. Формирование уважительного отношения к языку как к части культуры нации.

2. Формирование чувства патриотизма, любви к родному языку.

 

Межпредметные связи: русский язык, языкознание.

 

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, колонки.

Образовательная программа – УМК «English 6» авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина и др. - Просвещение, 2012

 

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Методические приёмы

1.  .Организационно-мотивационный

 

Приветствие учеников, создание позитивной рабочей обстановки в классе. Учащиеся распределены по двум  группам

Рассаживаются за парты

Психологический настрой

2.  Погружение в тему урока.

Видео на английском языке о праздновании Рождества в Великобритании

Что вы сейчас увидели? Вы знаете, какой праздник скоро наступит?

 

Смотрят видеофрагмент

 

 

Ответы на вопросы

 

Вызов – воздействие на эмоции учащихся

3. Постановка учебных задач.

Что нам предстоит изучить на сегодняшнем уроке?

 

Самостоятельно формулируют учебные задачи:

  1. Сравнить традиции празднования Рождества в России и в Великобритании
  2. Обогатить и активизировать лексический запас по теме

 

4. Открытие нового знания

Учащимся предлагается составить кластер с ключевым словом «Рождество» (используя электронные словари)

Обсуждение вопросов в группах

 Составление кластера

Работа в группах

 Стратегия текстовой деятельности «Кластер»

 

Организация самостоятельной поисковой эвристической  деятельности с помощью ИКТ

 

5.  Развитие навыков поискового чтения, отбора информации, анализа материала.

Учащимся предоставляется текст «Рождество в России» и текст  “Christmas in Great Britain”.  Необходимо сравнить тексты по нескольким критериям.  

Работа с текстами.

Представление результата групповой работы.  

 

Таблица «Линии сравнения».

6. Включение нового знания в систему.

Учащимся предлагается составить ассоциативный ряд (алфавит за круглым столом)

Представление результата групповой работы.  

Стратегия текстовой деятельности «Алфавит за круглым столом»

7. Рефлексия.

Предлагаю вам критерии для оценки своей работы на уроке.

 

 

Обобщение полученных знаний, подведение итога работы своей группы.

Критериальное оценивание.

 

 

 

 

8. Домашнее задание.

Дифференцированный выбор домашнего задания.

1.      Составление  синквейна по теме «Рождество в Великобритании».

2.      Составление  синквейна по теме «Рождество в России».

Название (обычно существительное)
Описание (обычно два прилагательных)
Действия (три глагола)
Чувство (фраза)

Повторение сути(существительное).

Самостоятельный выбор домашнего задания

Синквейн

 

Просмотров: 759
Комментариев: 0
Александрова Ангелина

Интегрированный урок литературы и математики в 6 классе по теме «Старинные русские меры длины»

Просмотров: 854
Комментариев: 0
Новицкая  Ирина

урок литературного (внеклассного) чтения Е.А.Пермяк. Сказка « Пастух и Скрипка»

 Класс: 3

Тип урока: ОНЗ

Задачи урока:

Образовательная:

- привлечение ребят к процессу чтения.

- создание условий для осознанногоусвоения содержания и основной идеи рассказа

Развивающая:

-развитие умения выделять главное, обобщать, делать выводы;

-развитиеумения исследовать проблему, анализировать;

-развитие критического мышления, памяти ,внимания и воображения.

Воспитательная:

-воспитаниечувства любви и уважения;

- воспитание уважительного отношения друг другу, умение работать в группах.

Планируемый результат обучения:

Предметные:

-умеют правильно, выразительно читать;

-умеют выявлять идейно-художественные особенности рассказа

Личностные:

-знают основные правила взаимопомощи,

-умеют проявлять творческое отношение к процессу обучения;

Метапредметные:

Регулятивные:

- умеют исследовать проблему путём анализа,

-умеют соотносить художественные особенности рассказа с его идейным своеобразием;

Познавательные:

- осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной речи;

Коммуникативные:

- умеют работать в паре и группе,

- в коммуникации строят понятные для партнёра высказывания;

Основные понятия: галоп, рапсодия, дека, гриф, колок, балаган.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка.

Оборудование:

рабочая тетрадка для учащихся, составленная учителем, в которой фиксируются записи учащихся, помогающие продвигаться в изучаемом материале;

рассказ, напечатанный на листах;

4 карточки определённого цвета с вопросами;

презентация к уроку;

лист оценивания.

Сценарий урока.

]
Просмотров: 958
Комментариев: 0
Сторожева Светлана

От понятия к тексту

В 2016 году в школе успешно реализовался модуль дистанционного проекта « ОТ понятия к тексту», целью которого является формирование исследовательских компетентностей учащихся.

 Задачи и технология работы этого модуля представлена на слайдах ниже.

1. Начинаем с основополагающего вопроса: «Каково проявление «какого-либо» понятия в различных областях окружающего мира?»

2.На «Вернисаже идей» предлагаем выбрать учащимся проблемный вопрос, который их заинтересовал. Каждый проблемный вопрос определяет сферу поиска темы исследования в предметной области.

3. Учащийся изучает тему по проблемным вопросам и приступает к исследованию. Учебные вопросы – составляют базу информации, которая может пригодиться по теме – это могут быть лекции, уроки, ссылки…..

4.Результаты исследования по теме представляются ввиде презентаций, статей и в итоге составляется интеллект-карта понятия.

Так в 2016 году мы работали с понятием «Отражение»

Основополагающий вопрос вопрос: «Каковы проявления понятия «отражение» в различных областях окружающего мира?»

Проблемные вопросы:

  • ×Отражение японской культуры в современной российской керамике»
  • ׫Отражение в зеркале. Калейдоскоп»
  • ׫Отражение общественно-политической ситуации в азбуках разных эпох»
  • ׫Проявление отражения (симметрии) в структурных формулахорганических молекул»
  • ׫Волоконная оптика. Использование оптических волокон»
  • ×Субкультура как отражение мировоззрения молодежи. Хиппи и скинхеды»

Примеры учебных вопросов:

Закон отражения

Зеркальное отражение

Полное внутренне отражение.

Виды симметрии

Симметрия в природе

кристаллография

Оптическое волокно 

Просмотров: 0
Комментариев: 0
Знаменская  Ольга

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

 Цель:

Определить, какое значение имеют стихи и песни о войне.

Задачи:

Учить различным методам работы с текстом.

Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.

Способствовать развитию литературных способностей учащихся:

- эмоциональной чуткости к слову;

- образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.

Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Оборудование:

аудио-записи песен;

распечатанные тексты.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Объявление темы урока, его цели и задач.

3.Беседа с учениками.

4.Работа с текстами в группах.

5.Подведение итогов.

6.Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Беседа с учениками.

- Вам знакомо высказывание: «Когда говорят пушки, музы молчат»?

- Как вы понимаете его?

- Приведите примеры, опровергающие это высказывание.

4. Работа с текстами песен.

Вступительное слово (рассказывает подготовленный ученик).

–Еще до вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз известный поэт В.И.Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроник о бомбежках Мадрида и Варшавы занес в свою записную книжку строчки:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать...

И сразу после начала Великой Отечественной войны поэт развернул этот образ в свое знаменитое стихотворение, которое уже 24 июня 1941 года было опубликовано сразу в двух газетах - "Известия" и "Красная звезда". Там их и прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. В тот же день он положил их на музыку. И через два дня (предельно сжатые сроки) вечером состоялась премьера "Священной войны" в зале ожидания Белорусского вокзала, заполненного бойцами, отправлявшимися на фронт. Когда начали петь второй куплет, шум в зале прекратился. По требованию бойцов артисты тогда исполнили "Священную войну" пять раз подряд.

Звучит песня «Священная война».

Работа в группах.

- Запишите слова-ассоциации к слову «война». Выпишите из текста песни слова, которыми вы бы могли продолжить свой ассоциативный ряд.

- Какие чувства возникают при прослушивании этой песни?

-Какую цель достигает автор этих строк?

Учащиеся делают вывод.

-Вы помните произведения поэтов-участников Великой Отечественной войны. Назовите их. (Ученики могут назвать стихи К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, М.Исаковского, Б.Окуджавы).

-Послушайте песню на стихи М.Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Работа в группах.

- Расскажите, каким вы представляете человека, о котором эта песня?

- Какие чувства возникают при прослушивании этой песни?

-Почему автору удаётся так точно передать настроение, чувства солдата?

-Какую цель достигает автор этих строк?


Работапо тексту в группах .

1.Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.

2.Выделите те слова, которые непосредственно связаны с темой текста, развивают основную мысль данного текста.

Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому народный опыт. Почему издревле на Руси придается такое огромное значение памяти? Беспамятный человек – неуважаемый. Человек же, способный хранить долгую память – нравственный образец. Есть в народе такая поговорка: «Иван, не помнящий родства». Так называют самого последнего человека, того, кто не помнит своего прошлого, своего рода, дел предшественников. Он – самый презираемый человек на Руси.

Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок: в мире у него есть корни, а они в земле его предков, которые создали наше государство, обороняли его, которые создали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, частью существа, естества человеческого.

Ю. Нагибин

- А теперь послушайте ещё одну песню. (Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»)

- Высоцкий рассказывал, что многие его слушатели думали, что он участник войны (хотя на самом деле он родился в 1938 году). Как вы думаете, почему?

- Почему человеку, знающему о войне только по рассказам, удалось так честно её показать в своих стихах и песнях?

- Какие чувства возникают при прослушивании этой песни?

5. Подведение итогов.

- Сделайте, пожалуйста, вывод о том, почему стихи и песни о войне находят отклик в душах не только ветеранов, но и всех людей, живущих в нашей стране? Какие мысли Ю.Нагибина помогут вам в формулировке вывода?

- Не случайно человеку дана память. Мы должны помнить о войне. А помогают нам не забывать о ней стихи и песни о войне.

6. Домашнее задание.

-Напишите небольшое сочинение-рассуждение о памяти «Мы помним о войне».

Просмотров: 872
Комментариев: 0
Знаменская  Ольга

Урок русского языка «Разделительные Ъ и Ь»

 Задачи:

закрепить навыки правописания слов с орфограммами – разделительные ъ и ь, буквы и, у, а после шипящих, непроизносимые согласные;

учить методу работы с текстом «Кольца Венна»;

развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

интерактивная доска;

индивидуальные карточки.

План урока:

1.Организационный момент. Объявление темы урока, его цели и задач.

2.Проверочная работа по изученным темам.

3.Наблюдение за теоретическим материалом, применение стратегии «Кольца Венна».

4.Отработка навыка правописания слов с изученной орфограммой.

5.Подведение итогов.

6.Домашнее задание.

Ход урока

1.–Мы продолжаем повторять орфограммы, изученные вами ранее. Сегодня в начале урока напишем объяснительный диктант, в котором вы должны графически выделить повторенные орфограммы.

2.Объяснительный диктант.

Частная жизнь, лестные слова, участвовать в соревнованиях, парашютный спорт, прелестный голос, хоккейный матч, баскетбольная корзина, чудесное звучание, широкая площадь, чайная чашка, щуплая фигура.

Учащиеся записывают словосочетания под диктовку и графически объясняют правописание слов с орфограммами. После написания диктанта проводят взаимопроверку.

3. Работа с теоретическим материалом.

1)Беседа.

-Какие буквы называются немыми? Почему?

- Для чего служат ъ и ь?

- От чего зависит написание ъ и ь в словах?

2) Работа с текстом.

- На стр.23 учебника прочитайте теоретический материал, обозначенный звёздочкой, и правило №6 в рамке. Чтобы сделать вывод о правописании ъ и ь, заполните кольца Венна. (Один ученик у доски).

При заполнении колец Венна учащиеся приходят к выводу о том, что общее условие для постановки разделительного знака – наличие после него букв Е, Ё, Ю, Я. Но: ъ ставится только перед этими буквами после приставки, оканчивающейся на согласный, а ь ещё и перед буквой И только в корне слова.

4. Отработка навыка правописания слов с изученной орфограммой.

1)Работа в группах. Как выделять орфограмму. В словах с разделительным ъ ученики выделяют приставку и подчёркивают следующие за ъ гласные. В словах с разделительным ь - выделяют корень и подчёркивают следующие за ъ гласные. Слова на карточках раздаются участникам групп.

1. Съёмка, съёжиться, съехать, въезд, въехать, объём, объект, объявление, изъять, разъединить, разъезд, подъём, подъезд.

2.Пьеса, вьюга, бьёт, пьют, льёт, вьюн, гнездовье, полынья, воробьи, ружьё, муравьи, счастье.

3.Въявь – вьюк, въезд - вьюга, изъять – обезьяна, объём – бьёт, объяснить – бьющий, въедливый – вьюн, объезд – воробьи, объёмный – пробьёмся.

2) Немой диктант. Списать. Вставить пропущенные буквы. Выделить орфограмму «Разделительные ъ и ь».

1.Вы мож..те раз..езжать по кор..левству на моей карет.. . (Губарев В. «Королевство кривых зеркал».) 2. Карета и всадники в..ехали в ущел..е. (Губарев В. «Королевство кривых зеркал».) 3. На пристан.. я пред..явил свой пропуск. (Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля».) 4. Восемь роботов ушли со с..ёмочной площадк.. . (Булычёв К. «Сто лет тому вперёд».) 5. К под..езду мы под..ехали на автомобил.. . (Драгунский В. «Денискины рассказы».) 6. Я пош..л к следующему под..езду. (Драгунский В. «Денискины рассказы».) 7.Мишка уже в..ехал во двор и к лавочк.. под..езжает. (Медведев В. «Баранкин, будь человеком!») 8. У в..езда располагалась охрана.(Олеша Ю. «Три толстяка».)

5.Подведение итогов.

- Опираясь на кольца Венна и те примеры, которые вы записали, сделайте вывод о правописании ъ и ь.

6.Домашнее задание.

Правило №6 учить, упр.57 – подготовиться к диктанту.

Просмотров: 982
Комментариев: 0
Александрова Ангелина

Методическая разработка интегрированного урока музыки, МХК и русского языка, посвященного Международному дню Чёрного моря, «Женщины и море в русской культуре» для 6 класса

Просмотров: 826
Комментариев: 0